Красота как сущность искусства

Великая культура » Красота как сущность искусства

Искусство говорит, говорит голосами художников, искусствоведов и других его служителей.

Что же является сущностью искусства? Многие деятели искусства считают этот вопрос неуместным, полагая, что на вопрос о сущности искусства те, кто его практикует, дают ответ самим результатом своей деятельности. Конечно, если представлять искусство как некое трансцендентное тело или пространство со своими границами, постановка вопроса о том, что прячется за этими границами, выглядит как посягательство на святые права вещи в себе. Впрочем, самая взыскательная стыдливость не обязательно требует категорического отказа отвечать на этот вопрос, ее вполне могут устроить уклончивые, метафорические, апофатические высказывания.

Разве не является искусственное антонимом естественного? И разве человек изобретает свои искусства не для того, чтобы отделиться от природы? Все занятия человека/искусства и служат различным насущным потребностям. Этих потребностей не меньше, чем аспектов человеческого феномена, ведь кроме homo sapiens называют еще homo faber, а также homo ludens, amans, moralis, zoon politicon и т. д. Искусство как таковое, не соответствуя целиком ни одному из аспектов, не обслуживая ни одной из отдельных потребностей, является своего рода спортом. Можно сказать, искусство – это упражнение в человечности.

Вот некоторые мнения о том, что такое сущность искусства [12]:

v Искусство, которое принято считать высоким или серьезным искусством, создается для коллекционирования – и этим отличается от всех прочих продуктов человеческой деятельности, производящихся для потребления. Коллекция искусства образует пространство социальной памяти, одновременно делая наглядным пространство власти, внутри которого мы все живем. Прежде это было иерархизированное пространство храма или дворца. Сегодня это деиерархизированное, энтропизированное, нейтрализованное пространство современной плюралистической демократии, которая также представляет собой коллекцию различных политических позиций. При этом каждое отдельное произведение искусства реализует в себе самом пространство своего коллекционирования: отсюда нейтральное, "нулевое" пространство современного искусства отличается от иерархически структурированного пространства искусства прошлого.

Начиная с палеолитических Венер и кончая эротической серией Кунса, искусство всегда было занято одним: оно непрерывно расширяло свои функции и творило новые сущности, сообразуясь с задачами, которые ставили ему, с одной стороны, всякое ощущение, а с другой стороны – социум и его институции. Такова историческая практика искусства. В этом смысле делать искусство – значит, блуждать в кругу возбудителей, о которых художнику известно главным образом то, что он осознает их более или менее. В соответствии с этой точкой зрения произведения искусства можно различать по характеру и степени их замутнения теми или иными возбудителями: религией, философией, идеологией, социокультурными теориями, дизайном... Вся история так называемого большого искусства есть история такого замутнения. Искусство – очевидно ненужно (бесполезно). Вместе с тем наделение этой ненужности какими бы то ни было чертами системности разрушает ненужность и переводит ее в сферу обычного функционирования искусства. Ненужно то, что избегает всякого приведения к единству. В соответствии с этим взглядом мы не сможем найти в истории искусства случай отчетливо ненужного стиля или творчества, а только отдельные ненужные акты или даже намеки на подобные акты. Эти намеки непрерывно различимы в толще искусства – от некоторых наскальных изображений до рисунках на стенах наших общественных туалетов.

Искусство – это "необходимая бесполезность", "неотменимая иллюзия", "высший инстинкт".

Из всего многообразия отобрать верное – непросто, необходимо большое напряжение, автоматически переходящее в объект искусства. А тот, кто готов к напряжению (в любом виде деятельности), готов и к восприятию искусства.

Искусство дает нам образ очередной неизвестной комнаты, снимает страх и называет предметы и явления этого незнакомого пространства. Искусство – это наше зрение в ночи, высвечивание и вслушивание, наш инструментарий, как ультразвук у летучей мыши. Мы постоянно двигаемся и ощупываем дорогу, ощущая слабый свет впереди. Может быть, мы слепоглухонемые в этом мире, и искусство компенсирует своими органами нашу драму? или сам мир есть только образ?

сущность искусства – это волевое усилие по формированию стиля жизни и образа мышления своей эпохи.

сущность искусства – в поиске Идеала. Сформулировать Идеал невозможно, поэтому то, чем занимается искусство, – это, скорее, расстановка ориентиров на пути к нему.

сущность искусства – это опознание времени в визуальных образах, это расчленение времени, попытка его остановить, это безнадежная и ироническая схватка со смертью вообще и с личной смертью в частности.

покуда свет светит – тьма не объемлет его, и искусство высвечивает ближайшие закоулки.

сущность искусства сегодня – это уничтожение границ искусства, погружение в реальность. Художник может существовать сегодня где угодно, только не на территории искусства. Он должен искать рычаги прямого воздействия на политику, экономику, науку, должен пытаться заслужить любовь пространства, в котором существует, преодолевая дикое сопротивление земли

сущность искусства: новая степень познания – через свободу от запрета – и любовь. Мера свободы, то есть провокация, границу свободы определяющая. А с другой стороны – отказ от свободы, абсолютная несвобода – любовь.

Вся история искусства – это история романов человечества: то с античностью, то с Богом, а в нашем веке – всепоглощающая страсть к себе и, как открытие, жизнь без любви.

Другая информация:

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru