История культуры Казахстана

Великая культура » История культуры Казахстана

Страница 1

Культура Казахского ханства в XVI–XVII веках была культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, в оформлении войлока, ковров – текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были космогонические мотивы: айшик-гуль – лунный цветок, жулдыз-гуль – звездный цветок, шыккан кун – восход солнца; зооморфные мотивы: кошкар муюз – рог барана, марал муюз – рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свой символ: синий – небо, красный – солнце, огонь; белый – истина, радость, счастье; желтый – разлука, печаль; черный – символ земли; зеленый – молодость, весна.

Согласно казахским обычаям, праздновались такие события, как: рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки – байге, борьба – курсе, борьба двух всадников – сайыс, борьба за тушу козла кокпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами – состязанием акынов импровизаторов. Важное место отводилось празднованию нового года – Наурыз, который отмечался в день весеннего равноденствия – 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга с праздником, готовили специальное блюдо – наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный порядок. Люди садились на строго определенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределялось угощение в виде определенных частей туши животного (голова, грудина и т.п.).

Казахи пользовались традиционным календарем. Годы объединялись в 12 летние циклы как у многих народов Азии. Они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды – есепши. Казахи имели знания о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они выделяли Полярную звезду, Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь и другие. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Жетыген – семерка, Жеты карт – семь старцев и т.п. Это созвездие служило астрономическими часами, по нему менялись сторожа стад.

В XVI–XVII веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба – Тенгри. Казахи почитали дух земли – Жерана, воды – Суана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня.

В XVI–XVII веках в Казахстане развивалось устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами – акынами, сказителями – жырау. Известны имена таких жырау, как Шалкииз-жырау (XV век), Доспамбет-жырау (XVI век), Жиембет-жырау (XVII век). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргын», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды». К социально-бытовым поэмам относятся «Козы-Корпеш и Баян-Слу» – степная «Ромео и Джульетта». Не менее известны «Кыз-Жибек», «Кульшекыз», «Макпал», «Слушаш». В XV веке жил и творил, по словам Ч. Валиханова «кочевой философ» Асан-Кайгы, Асан-горемычный, печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной».

Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература была в виде религиозных и исторических книг. Существовали исторические сочинения и генеалогии – шежре. Наиболее важным памятником является книга «Джамидат-таварих» (сборник летописей), который посвящен истории казахов XV–XVI веков. Автор книги бий из рода Жалаир Кадыргали. В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение «Тарих-и-Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства.

В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы. Струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты. Музыканты создавали инструментальные произведения – кюи на разные темы.

В период позднего средневековья в XVI–XVII веках сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Музыка
Мелодический и гармонический язык немецких и австрийских композиторов конца 19 – начала 20 вв. (Вагнера, Брамса, А.Брукнера, Г.Малера, Р.Штрауса, Г.Вольфа, М.Регера) усложнялся, оркестр увеличивал свои размеры, нотное письмо перенасыщалас ...

Что изучает эстетика. Функции эстетической культуры
Неизвестный автор появившегося много веков назад трактата «О возвышенном» писал; что ко всякой научной дисциплине предъявляются два требования: «Во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помог ...

Основные черты художественного мышления в культуре Китая ХХ века
Двадцатый век для всего мира и Китая в том числе значим своими глубокими и широкомасштабными потрясениями, пересмотром многих традиционных, веками существовавших ценностей и нормативов. Для Китая это век открывается Синьхайской революцие ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.jaton.ru