Литературный памятник состоит из трех основных частей. В Предисловии к первой редакции говорится, что эти части последовательно излагают правила общежития в отношении «духовного строения» (религиозные наставления, главы 1-15), «мирского строения» (о семейных отношениях, главы 16-29) и «домовного строения» (хозяйственные рекомендации, главы 30-63).
Вместе с тем «Домострой» отражает изменения в социально-экономической жизни 16 в. и в мировоззрении зажиточного горожанина. Хозяйство его уже тесно связано с рынком, но еще делаются крупные запасы впрок; говорится о добровольной службе прислуги, предусматривается также применение труда холопов.
Богатый горожанин, по «Домострою», обязан своим положением в обществе не благородному происхождению, а своему труду, личной инициативе. «Домострой» требует подчинения главе семьи – «господину», а в общественной жизни – царю и властям.
Композиция произведения нарушается: содержание постоянно пополняется своего рода «приложениями», своего рода комментариями – травниками, лечебниками, «указами» о том, как «огород вести», и пр.
В сильвестровской редакции таким дополнением стала 64-я глава, которая представляет авторский конспект всего «Домостроя», сделанный Сильвестром и адресованный его сыну. Вместе с тем это как бы и житейское, основанное на личном опыте Сильвестра, обоснование «Домостроя»: Сильвестр показывает сыну, насколько эффективны и справедливы рекомендации книги, следуя которой можно добиться успеха в современном им обществе.
Последняя глава – конечный результат тех действий, которые рекомендованы «Домостроем», его итог. Эту же главу часто рассматривали как самостоятельное произведение и часто переписывали отдельно.
В «Домострое» отражена принципиально иная культура. Это прежде всего культура афоризма, потому что единственной формой возобновления и сохранения информации долгое время оставалась устная речь, а не письменный текст.
Размытость композиции «Домостроя» свидетельствует о том, что сам текст складывался из устных «речей», постепенно, последовательно слагаясь в главки, разделы и части большой книги. Афоризм сопровождает все части: такова удобная для запоминания мысли форма. И в самом ритуале поведения человека в обществе он совмещает в себе особенности церковного и светского ведения дел.
Другая информация:
Виды и назначение итальянских библиотек. Частные библиотеки
В эпоху Возрождения в жизни общества доминирует частная библиотека как один из типов библиотек, ибо именно эти библиотеки, будучи прекрасно укомплектованными и имевшие в своих фондах богатейшие коллекции с подлинными сокровищами античной ...
Северное Возрождение
Реформация.
Весьма важными особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации. Собственно реформационное движение, или Реформация (от лат. reformatio – преобразование) началось в Германии, распространивш ...
Естественно-научная парадигма
Естественно-научная парадигма берет в качестве такого образца науки о природе. Из этого следует, прежде всего, познавательное отношение к психологическим объектам, отражение которых в соответствующих категориях и понятиях, выявление сущно ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII