Особенности повествования

Великая культура » "Домострой" - памятник русской культуры » Особенности повествования

В «Домострое» много особенностей повествования, которые отражают уровень мышления 16 века.

Поразительно внимание, которое «Домострой» уделяет и вещам, и питью, и пище. Упоминается более 135 названий кушаний. Рачительное хозяйственное отношение к каждому кусочку, к крошечке, к лоскутку показывает, насколько ценились все эти блага: еда, питье, одежда. Все нужно было сберечь, приготовить для нового пользования и далее – отдать более бедным. Во времена, когда каждый третий год был недород, а каждые десять лет – мор и эпидемии, мечта о хлебе насущном – это мечта о хорошей и правильной жизни.

Деловитые перечни множества частных действий и мелких предметов напоминают деловые грамоты средневековья: такая же дотошность, основанная на дробном восприятии мира вещей и явлений, старательное желание не забыть, не упустить чего-то, что впоследствии может оказаться важным и полезным.

Подробности жизни освящены нравственными установками божественных истин. Вещный мир оживает, когда все «благословенно», и благословенная денежка по божьей милости становится символом праведной жизни. Человек должен жить по христианским обычаям, экономика одухотворена этикой – именно животъ, именно жизнь во всей полноте ее проявлений предстает на страницах книги.

В обычном смысле «Домострой» – это сценарный план проведения жизненно важных и общественных действий. В определенных местах говорится о людях «имярек» - это значит, что нужно было заполнить пропуски своим именем, пространство текста можно было восполнять и дополнять всем, что считалось тогда понятным и известным.

«Домострой» не доказывает фактами и рассуждениями, он пламенно убеждает – проповедью. Его адресатом является то господин, то слуга, то «свят человек», то простец. Автор напоминает ему круг его обязанностей в иерархии бытия. Хозяин обязан был обеспечить свой дом экономически и нравственно.

Воспитание понимается как общее руководство всеми ему подвластными. При этом основным инструментом решений и действий хозяина («государя», «господина») признается личная совесть.

По меткому выражению одного из историков, «Домострой» призван был выбивать автоматическую совесть в тех, кто забывал свой общественный долг».

Прежде всего это касается женщин.

Другая информация:

Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности
Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Известно, что объектом внимания для философии античного мира был п ...

История отечественной архитектуры
История русской архитектуры насчитывает более тысячелетия. Это сложная история взаимодействия с зодчеством различных стран, создания и развития собственной традиции, и затем долгих споров о самобытности архитектуры России. Первые каменны ...

Стиль интерьера кантри
Для тех, кому надоела обычная обстановка и хочется чего-то яркого, оригинального и экзотического. Как правило, вместо обоев стены покрывают деревом, а в одной из стен выкладывают камин. Колоритность вашему жилищу придадут занавеси, покрыв ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru