«Домострой» не полон без окружающих его памятников народной культуры.
Во П редакции помещены «Лечебник», «Травник», «Надзиратель» и описание свадебного ритуального действа – «Чин свадебный».
Все тексты представляют собой произведения художественного творчества; в соответствии с особенностями средневекового мышления они описывают любую сторону быта.
Например, «Чин свадебный» описывает обряд проведения русской свадьбы, которая для иностранцев была непривычным зрелищем: весь обряд свадебного торжества был переполнен такими подробностями, которые им казались безнравственными. Например, иностранцам казалось, что свадебный пир состоял только из сыра, пирогов, тушеного лебедя да соков с фруктами (настолько было дано подробное перечисление имеющих ритуальное значение блюд и напитков). Тем не менее «сценарий» свадебного ритуала оказывается интересным памятником средневекового русского быта и литературы.
Много интересных сведений содержится в «Надзирателе» – сельскохозяйственной энциклопедии средневековой Европы, попавшей на Русь через Польшу в 16 в.
«Лечебник» содержит сведения о травах и снадобьях, о заговорах при лечении.
«Травник» выражает отношение человека Средневековья к природе, свое с ней родство. Важное значение имеют приметы, связанные с условиями и временем сбора лекарственных трав: чем таинственнее трава, тем больше в ней пользы. Часто по своим лекарственным свойствам лечебные травы оказываются универсальными.
Именно по материалам «Травника» и «Лечебника» можно судить о частной жизни средневекового человека.
Характерен перечень болезней, которыми страдали в 16 веке: моровое поветрие (т.е. эпидемии чумы, холеры, тифа), колотые, рубленые, резаные раны, полученные в бою или драке; «битому человеку от кнутья», а богатому – от переедания.
Другая информация:
Состав женского костюма
Женский облик имеет характер утонченный, нежный, изящный. В искусстве воспеваются женщины в образе богини и жрицы.
Эллины считали тело самым лучшим украшением человека, и они заботились о нем. Греки более всего ценили здоровье и красоту ...
Возможности кино как
явления культуры на рубеже XXI века
По мысли А. Тарковского "как жизнь, непрестанно текучая и меняющаяся, каждому дает возможность по-своему трактовать и чувствовать каждое мгновение, так и настоящий фильм, с точно зафиксированным на пленку временем, распространяясь за ...
Социологический подход в изучении феноменов кризиса
современной культуры
Наряду с культурфилософскими концепциями, ориентированными на иррационалистические основания культуры XX века получили распространение и направления, сближающие естественнонаучное и гуманитарное познание на основе выделения надличностных ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII