Понятие техники тела

Великая культура » "Техника тела" Марсель Мосс » Понятие техники тела

Страница 1
Научный труд Марселя Мосса «Техника тела» состоит из четырех частей: «Понятие техники тела», «Принципы классификации техники тела», «Биографическое перечисление техники тела», «Общие размышления».Ознакомимся детальнее с первой частью, ее содержанием, методами изысканий и стилем изложения.Во вступлении к первой части «Понятие техники тела» автор сразу говорит о том, что техника тела подразумевает детальное изучении и описание тела и разрабатывается как пособие, набор простых рекомендаций для этнографов.Излагая основы своего видения проблемы, Мосс подводит все к тому, что имеет место некий пропущенный предмет в жизненных институтах, который чаще всего фигурирует как «разное». Эта категория содержит научные факты в разрозненном, не сгруппированном виде, но составляет именно те истины, которые не осознаются и не классифицируются должны образом. В «разном» необходимо разобраться для дальнейшего прогресса. И таким разным есть техника тела.Автор приводит пример техники тела, как метод обучения плаванию. Раньше люди закрывали глаза и открывали их под водой, теперь же детей заставляют держать глаза открытыми при погружении. «Вот таким образом техника тела, превращается в искусство, систему физических упражнение, совершенствованное нашим временем.» Мосс не поучает и не вводит сложных формулировок, наоборот, в разговорной форме, пересказывая забавные и интересные истории из собственного опыта и наблюдений, он выдвигает гипотезу о том, что каждое общество имеет свою технику телу. То есть набор своих привычек в движении и выполнении определенных действий, от ходьбы и до положения рук.Работа тела формируется не просто индивидами, а главным образом обществами, воспитанием, моральными нормами и модой. К проблеме антропологии нужно подходить с культурологической точки зрения, сочетая биологический, социальный и психологический аспект и методы исследования («тройная точка зрения»).Точно, как ребенок, способный к имитации повторяет движения взрослых, так и в зрелом возрасте личность стремится копировать поведении других успешных субъектов, следовать моде и престижу. В акте подражания раскрываются психологический и биологический элемент антропологии.

Но целое, совокупность обусловлено тремя неотделимыми элементами.

Кроме прочего Марсель Мосс говорит о том, что некоторые акты связанны с магическим, ритуальным значением. Например, особый вид ритуального бега в ходе охоты у австралийских аборигенов. При этом произносится словесная форма, связь которой с движениями невозможно поставить под сомнение. Технический, физический и магико-религиозный акт сливаются в общность для агента, исполняющего их.

Однако одних научных выводов и описаний автору недостаточно. Он стремится проникнуть в суть возникновения этих явлений.

Все эти акты, не просто обряды, это методы техники тела. И для их понимания необходимо вернуться к платоновской трактовке техники, как в музыке или танце.

При этом техническим актом Мосс именует эффективный традиционный акт, не просто магический, религиозный или символьный. Нет техники и ее передачи без традиции. В этом человек отличается от животного, он способен передать технику через устную форму.

Тело человека – первейший его инструмент. Техника тела – постоянная адаптация к физическим, механическим и химическим факторам. Этот процесс адаптации перешел в акт сначала для отдельного индивида, а затем и для всего общества. Он закрепился в воспитании и передаче. И присуща техника тела всему социуму на его территории.

Техника не стоит на месте – как очевидно доказывает Марсель Мосс. Каждый социум имеет свои привычки, шкалу ценностей, полученный и усвоенный опыт. Данные характеристики обуславливается той информацией, что заложена в технике движений, обрядов, танцев, непосредственно связанных с техникой движения тела. Очевидным является то, что даже простые манипуляции рукой усваивается постепенно. Всякая техника облекается в свою собственную форму. Так и возникают отличия между обществами и народами. Случается одна культура неожиданно или преднамеренно передает часть элементов другой. В последствии они закрепляются, как коренные элементы повседневного быта. Из личного опыта ученый приводит примера такой передачи элементов техники тела. Во времена Первой Мировой Войны, после решительной победы Англии над Францией, английский полк принял решение на параде пройти под аккомпанемент французских военных музыкантов. Марш оказался успешным, и в течение почти полугода тот же английский полк маршировал на английский манер, а ритм был французский. Однако спустя некоторое время этот стиль был отменен и вернули старый, в силу того, что английские солдаты просто не совпадали ногами с ритмом французской аранжировки.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Культура императорской России
Поворот произошел типично по-русски, круто и решительно. Споры о смысле и методах петровских преобразований не утихают по сей день. Безусловно, Россия повернула в сторону Европы. Русская культура в петербургский период была подвержена вс ...

Кто вознесен на пьедестал
К чести создателей монумента, они не страдали гигантоманией - его высота всего около 15 м, а диаметр гранитного пьедестала - 9 м. Но при этом длина горельефного фриза достигает 27 метров. Композиционно памятник делится на три большие час ...

Портной-философ Китая
Не по залам и по салонам Темным платьям и пиджакам - Я читаю стихи драконам, Водопадам и облакам. Н. Гумилев Древний Китай в нашем сознании неразрывно связан с Великим шелковым путем. Китайское философское учение о природе определило ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.jaton.ru