Северное Возрождение

Великая культура » Быт и нравы эпохи Возрождения » Северное Возрождение

К началу XVI века Германия была крупнейшей составной частью Священной Римской империи. Она была страной, раздробленной политически и хозяйственно, но уже вступила в период заметного роста рыночных отношений и новых элементов в производстве.

Гуманизм в Германии зародился в 1430-е годы, на столетие позже, чем в Италии, под воздействием её культуры. На немецкой почве гуманизм приобрел специфические оттенки, позже ставшие его характерными чертами: в Германии поборники гуманизма проявляли особый интерес не только к античному наследию и новой системе образованности, но и к религиозно-этической и церковно-политической проблематике.

Немецкие гуманисты синтезировали многосторонний опыт Италии в «согласовании» христианской и языческой культуры, благочестия и светской образованности. Они применяли освоенные ими идеи к новому материалу, в том числе и к отечественной истории. Италия выработала основы гуманистических канонов, Германия дала их вариации, новаторские для национальной культуры.

Опираясь на наследие развитого итальянского гуманизма, в Германии рано стали провозглашать широту задач гуманизма. Речь шла об изучении всего природного «видимого мира». Это усиливало роль мировоззренческих проблем религиозно-философского характера и одновременно открывало путь развитию конкретных дисциплин естествоведения. В основе университетского преподавания лежал комплекс гуманитарных наук, но в индивидуальном творчестве, как и в деятельности сообществ гуманистов, он дополнялся интересом к географии, медицине, астрономии, математике. В структуре немецкой гуманистической культуре роль естествознания оказалась большей, чем в аналогичной по времени французской или английской ренессансной культуре.

Характерной чертой является пронизывающий всю деятельность гуманистов патриотизм, постоянная тяга к воспитанию национальных гражданских чувств и интересов. Гуманисты болезненно ощущали контраст между «былой славой» империи и политической слабостью раздробленного отечества. Патриотические идеи нередко принимали гипертрофированный характер, вырождаясь в национализм, а «отечество» смешивалось с империей.

Утвердившийся в Италии идеал разностороннего творчества, «универсального» человека, как и французский аристократически окрашенный образец гармонично развитого придворного, в Германии практически не получил распространения. Главный акцент здесь обычно ставился на сочетании этических добродетелей с многознанием, эрудицией. Утвердился идеал человека ученой и литературной профессии, обусловленный главенствующей бюргерской ориентацией гуманизма в Германии.

Гуманисты неразрывно связывали задачи образования с задачами воспитания в духе личной и гражданской гуманистической этики, а также с эстетическими целями — совершенствованием вкуса, языка и стиля по образцам классической латыни.

В немецком гуманизме получили широкое распространение различные виды сатиры, авторы охотно пользовались приемами гиперболы и гротеска.

Главным завоеванием гуманистов в немецких университетах XV – начала XVI в. стала подготовка на основе этих местных высших школ, притом за сравнительно короткие сроки, достаточно широкого круга образованных людей, осведомленных в нормах новой, светски ориентированной культуры, а в какой-то своей части и руководствующихся ими.

Сравнительно невелик в Германии круг выдающихся гуманистов, которые смогли возвыситься в своей деятельности до творчества общенационального, а в ряде случаев — и европейского культурного значения.

Другая информация:

Крещение Руси
Справа от Рюрика расположена группа киевского князя Владимира, изображающая крещение Руси, то есть принятие христианства, что объективно способствовало приобщению славян к высокой греческой культуре, было шагом вперед по сравнению с языче ...

Космизм – как явление современной культуры
Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека XX в. ощущения космичности свое ...

Формирование психологической парадигмы
Этот подход можно понять уже из самого названия: для объяснения культурных феноменов их редуцируют к психологическим, а затем на основе полученных психологических характеристик истолковывают особенности культуры .Эта парадигма сформировал ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.jaton.ru