Быт стран Северного Возрождения

Великая культура » Быт и нравы эпохи Возрождения » Быт стран Северного Возрождения

Страница 2

Просвещение втягивало в свою орбиту многих, вынуждая под­чиняться моде: давать образование детям, ставить в домах и садах скульптуры, собирать произведения живописи и книги, заказы­вать ренессансные постройки, покровительствовать ученым. И хотя общество в целом жило традиционной жизнью, которую элитарная культура лишь затрагивала своими краями, все же книжная образованность и путешествия порождали взаимодей­ствие культур внутри страны и зарубежные заимствования. По­следним способствовало традиционное наличие в странах Севера множества иностранцев, приток которых в XVI—XVII вв. еще более усилился.

В обществе скандинавов царили церковная мораль и официаль­ное благочестие. В основе религиозных представлений лежала Библия. Протестантская церковь и государство насаждали верность лютеранской ортодоксии. Многие католические обря­ды, почитание икон и т.п. еще долго сохранялись в приходах, особенно сельских. В праздники и будни у крестьян служили то протестантскую, то католическую мессу. Недовольство условиями жизни обращало людей к старым идеалам, католичество станови­лось подчас знаменем борьбы против абсолютизма так же, как некогда язычество — знаменем борьбы против феодализации.

В народе сохранялась масса языческих верований, ритуалов и предрассудков. Люди были до предела суеверны, верили в колдовство и магию, по всякую нечисть. Народ по-прежнему населял лес лешими, воду —водяными и русалками, избы —домовыми. И после Реформации скандинавы все еще не изжили язычество и фактически исповедовали дуализм верховных сил — добра и зла, находящихся между собой в постоянной борьбе.

В процессах против ведьм, характерных для XVI в., на Севере, как и по всему Западу, сказался характерный для средневековья дуализм — представление о противостоянии Господа и Сатаны. В соответствии с ветхозаветными традициями женщина, как слабая духом, объявлялась особо подверженной влиянию дьявола, его орудием, направленным против рода человеческого. И один из парадоксов эпохи заключался как раз в том, что всеобщее усиление культа Богоматери-Девы сопровождалось усилением нажима на обычных женщин, всяческим подчеркиванием их «нечистоты», склонности к разврату и прочим грехам. Люди реально верили в троллей, а также ведьм и ведьмачей, в напускаемую ими порчу. Признаками «ведьмачества» служили знаки на теле типа темных родинок, эпилептические припадки или психическое заболева­ние (бесноватость), а нередко и искусство врачевания.

Таким образом, быт стран Северного Возрождения отличает консерватизм, влияние Средневековья. Сохраняется большое число языческих верований. Особый интерес проявляется к индивидуальной неповторимости человека.

Эпоха Возрождения поставила в центр мира человека. Он понял, что только от его усилий зависит его жизнь. На это мировоззрения повлияли учения гуманистов, которые стремились воплотить в жизнь свои идеи. Результатом этого послужило создание studia humanitatis. Они открывали школы, кружки, читали лекции. Под влиянием этого существенно изменился быт народа. Появляется стремление к роскоши. Люди хотят сделать свою жизнь уютней, красивей, удобней. Существенно меняется обстановка в доме, одежда людей. Общество эпохи Ренессанса преодолело былую замкнутость. Об этом свидетельствуют архитектура жилища, мебель, одежда и т.д.

Люди перестали бояться бога, и это привело к падению моральных устоев. Особенно ярко это проявляется в Италии: азартные игры, преступления, кровная месть, супружеские измены и т.д. В странах Северного Возрождения это проявляется не так ярко. Здесь наблюдается влияние христианской идеологии, все более сдержанно, супружеские измены не являются нормой.

Итак, общими чертами для Итальянского и Северного Возрождения являлись:

- человек – центр мира

- появление studia humanitatis

- стремление украсить свою жизнь

- в рационе появляются новые продукты

- расширяется количество мебели в доме

Отличительные черты:

- В Северном Возрождении в отличие от Итальянского проявляется большее влияние средневековых традиций

- На Северное Возрождение большое влияние оказывала Италия

- В Итальянском Возрождении проявляется большая распущенность

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Коллекционирование в эпоху Средневековья
В европейской истории средними веками принято называть огромную эпоху, хронологические грани которой в силу их размытости и неопределенности традиционно являются предметом научных дискуссий. Средневековый человек встречался с искусством г ...

Кодекс этики российского библиотекаря и проблема библиотечно-информационного обслуживания
Известно, что создание профессионального кодекса предполагает высокий уровень профессионального сознания, понимания своей миссии в обществе. Такой уровень сознания возможен только в свободном, демократическом обществе. Где сама профессия ...

Вавилония
История Вавилонии распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину 2тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину 1тыс. до н.э. Своего наивысшего подъёма Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи. От его времени о ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru