Приход чужеземных завоевателей

История и культура древней цивилизации Майя » Приход чужеземных завоевателей

Один за другим гибнут священные города майя Клас­сической эпохи. Междоусобные войны, набеги род­ственных майя племен варваров-кочевников, теснимых с востока и севера иноязычными воинственными наро­дами, восстания рабов, беспощадная эксплуатация крестьянства — основного производителя богатств — расшатывали не очень прочный фундамент городов-государств, скрепленный насилием и мрачной религией. Сокрушительные удары один за другим обрушиваются на рабовладельческие города-государства. Блистатель­ный взлет и сияющий расцвет удивительной цивилиза­ции, раскинувшейся на огромной территории на самом юге Северной Америки, сменяется духовным и мате­риальным упадком и опустошением. Безжизненны ве­личественные каменные громады Тик'аля, Копана, Вашактуна, Яшчилана, Паленке . И лишь в небольших селениях, притаившихся в диких зарослях непроходи­мой сельвы или на заболоченных берегах многочислен­ных рек и озер, еще тлеют угольки очагов тех, кто своими руками совсем недавно создавал эти неповтори­мые чудеса.

Проходят годы, десятилетия . И вдруг с невероят­ной силой вспыхивает новый, не менее блистательный расцвет цивилизации, которая, казалось, уже навсегда погибла. Что-то инородное врывается в ее традицион­ные причудливые формы; их изящная, замысловато-округлая пластичность неожиданно нарушается резкой, пожалуй, даже жестокой суровостью, столь чуждой архитектуре и искусству Классической эпохи. Необыч­ные, но где-то уже виденные мотивы образуют чудес­ный сплав, сохраняющий, однако, черты, типичные лишь для культуры майя.

Те, чужие, мотивы подобны струе воздуха, разду­вающей притухший было очаг великой цивилизации . Это случилось в X веке. На земли майя пришли чужеземные завоеватели. Их было немного — неболь­шая горстка людей, но они сумели подчинить себе род­ственные майя племена кочевников и на их плечах во­рваться в обессиленный и раздробленный междоусоби­цей стан великого народа. С непостижимой быстротой они покорили его обширные владения, но, покорив, завоеватели, сами не замечая того, стали пленниками, вернее, неотъемлемой частью возродившейся с их при­ходом цивилизации майя.

Вместе с чужеземцами на Юкатан пришло новое верховное божество — Пернатый змей. Его изображе­ния покрыли пирамиды, храмы и дворцы. Новая рели­гия постоянно требовала человеческих жертвоприноше­ний, и вереницы обреченных потянулись к жертвенным камням алтаря Кук'Улькана — так на языке майя именовался Пернатый змей. Раньше его называли Кетсалькоатль. Тогда пришельцы-завоеватели жили в го­роде Толлане, а их предводитель Топильцин правил городом и огромной страной, подвластной жителям Толлана — тольтекам.

Власть и могущество Топильцина были столь вели­ки, что казались неземными. Должно быть, поэтому тольтеки почитали своего правителя богом, называя священным именем Кетсалькоатль. Но правитель-полу­бог Кетсалькоатль не только удостоил простых смерт­ных великой чести; живя среди них на земле, он обучил тольтеков многим наукам и ремеслам. Слава о Кет-салькоатле и тольтеках разлетелась по всей земле. Она докатилась даже до испанцев, когда они несколь­ко столетий спустя высадились на берегах Америки.

Другая информация:

Краткая история русского перевода Библии
В 1703 году царь Пётр I принимает решение издать Новый Завет на русском языке. Он поручает перевод его немецкому пастору Глюку, известному своими филологическими трудами. Работая в Москве, пастор Глюк заканчивает перевод. Но в 1705 году п ...

Понятие композиции в драматургии
Слово «композиция» восходит к латинским словам «compositio» (составление) и «compositus» — хорошо расположенный, стройный, правильный. Предметом изображения в драматургическом произведении является, социальный конфликт, персонифицированн ...

Известные люди, связанные с театром
C 1 по 12 сентября 1846 г. в 13 спектаклях ("Москаль-чарiвник", "Наталка-Полтавка", "Матрос", "Ревизор" и др.) выступал Щепкин М. С Выступали здесь основатели украинского театра - М.Л. Кропивницкий, ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru