Сущность, принципы и эстетика барокко

Эстетика барокко » Сущность, принципы и эстетика барокко

Страница 1

Теперь, изучив предпосылки появления и историю самого термина "барокко" изучим сущность, принципы и основы эстетики этого стиля.

Изучим особенности эстетики барокко. Под эстетикой в целом, понимается сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, искусстве и жизни.

Поговорим о том, что считалось прекрасным в искусстве барокко. Для этого необходимо вспомнить историю этого художественного стиля. Как мы помним, барокко появилось на фоне кризиса идей ренессанса, и появилось там же, где ренессанс достиг наибольшего расцвета – в Италии. Исходя из этого, прекрасным в барокко подчас считалось то, что было безобразным в искусстве ренессанса. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию и одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек перестал ощущать себя "разумнейшим существом" напротив, он, сомневается в совей разумности. Своеобразный барочный период (период крушения, упадка) можно обнаружить в любой эпохе.

Именно эти факты особенно важны при разговоре об эстетике барокко. Далеко не случайно барокко долгое время рассматривали как нечто негативное, вырождающееся. Действительно, такое ощущение может сложиться, если барокко сравнивать исключительно с ренессансом.

В то же время, если смотреть шире, мы увидим, что барокко начинает отвергать авторитеты и традиции не сами по себе, а как предрассудки, как отжившую субстанцию. Для барокко в первую очередь важно не механическое отторжение всего связанного с античностью и возрождением, нет. Барокко скорее ищет новые формы для познания прекрасного, окружающего мира, разума. В эпоху ренессанса во главе угла был человек. Деятели барокко считали, что он достаточно изучен и предпочитали говорить о разуме, отвергая духовную составляющую. В этих тенденциях, суть, основа для понимания эстетики барокко, его извечного антитезиса.

Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не следование сотворенной природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придает этим принципам новый размах, динамику, декоративность. Любовь к метафоре, к аллегории и эмблеме достигает теперь, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натуральное начало.

Различные виды искусства взаимодействуют в барокко (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый "театр жизни", сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного близнеца. Именно поэтому барокко так активно распространяется по Европе, выражается в разных стихиях – архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Причем, с определенной степенью вероятности можно утверждать, что барокко, например Италии, и барокко Испании – это разные традиции и стили в искусстве. Это связано с тем, что барокко представляет собой скорее общую идею, чем четкие руководства к действию, отсюда вытекают причины такого разного и такого одинакового барокко, стиля который распространился от Латинской Америки до России и везде оставил образцы своего развития.

Художественная концепция барокко считает основной созидательной силой остроумие, основа этого остроумия - это умение сводить несхожее. Из этого остроумия рождается особое отношение к метафоре, эмблеме, что эстетически представляет собой более изящный способ выражения художественного смысла, чем символизация, принятая за основу в эпоху ренессанса.

Барокко во главу угла ставит способность удивлять, поражать новизной. Именно поэтому барокко допускает в свои произведения гротескное, безобразное начала, именно поэтому оно так фантастично. Теоретическая мысль барокко отходит от возрожденческой мысли, что искусство (особенно изобразительное) – это наука, что оно основано на законах логического мышления, что искусство вызвано задачами познания. Напротив, барокко подчеркивает тот факт, что искусство глубоко отличается от логики науки. Остроумие, в барокко, есть признак гениальности. Художественный дар дается Богом, и никакая теория не в состоянии помочь его обрести.

В эпоху барокко мировоззрение человека не только было расколото, но окончательно потеряло цельность и гармоничность. Мировоззрение, мироощущение человека постигло глубину, внутреннюю противоречивость бытия, человеческой жизни, мироздания. В этом подлинный смысл эстетики барокко.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Справочно-библиографический аппарат
Краеведческий СБА является составной частью единого СБА и в центральной библиотеке должен быть представлен: - Ситематическим каталогом «Наша область», «Наш район» и т.д. - Тематическими картотеками; - Фондом справочных и библиографичес ...

Культура Московского царства
Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным государством. В эпоху Святой Руси, когда религиозность вроде бы достигла максимума, но христианство так и не вошло в плоть и кровь простых люде ...

Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии
Батлейка (бетлейка) - народный кукольный театр в Белоруссии (16 - нач. 20 вв.). Театр "Батлейка" появился на Беларуси в начале XVI века. Его название произошло от слова Betleem — Вифлеем. Согласно Евангелию, это место рождения Х ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.jaton.ru