Энтузиасты-ученые выступали и как лекторы, и как организаторы, и как первые режиссеры научной кинематографии. Ими была создана серия короткометражных' научно-популярных фильмов («Жизнь моря», «Возможности и надежды современной медицины», «Жизнь в пресной воде», «Форма и окраска животных как средство самозащиты» и др.). В здании Университета имени Шанявского — на Миусской площади в Москве — был организован цикл публичных лекций, на которых показывались эти первые научные ленты.
В свою очередь была сделана попытка организовать в Москве и постоянные научные кинотеатры. Большие усилия, но внедрению научного кинематографа употребил, например, известный московский театральный деятель С. Зимин. Он вложил крупные средства и открыл кинотеатр на Театральной площади - в самом центре Москвы. Правда, этот кинотеатр просуществовал недолго. Попытка использования кинематографа как средства просвещения была предпринята и в других городах России.
В этом отношении в первую очередь следует отметить Одессу. По свидетельству украинского исследователя Г. Журова, уже в 1898 году Одесский лекционный комитет для народных чтений использовал на своих лекциях киноленты. Работа эта продолжалась в течение нескольких лет .Дело просветительского кинематографа активно развивалось в Самаре и Нижнем Новгород, и известно также о существовании в 10-х годах научных кинотеатров в Киеве (в Лукзяковском Народном доме и в одном из коммерческих училищ), в Екатеринбурге, в Юрьеве, в Смоленске, в Риге и в других городах. В общей сложности их было до первой мировой войны несколько десятков.
В 1912 г. фирма «Пате» начала производство недорогих проекторов «Кок». Этот кинопроектор стоил 175 рублей и весил всего 14 кг вместе с динамо-машиной, используемой для накала источника света. Работал проектор от ручного привода, который одновременно приводил в действие и динамо-машину. Фильмы на этом аппарате можно было проецировать на экран размером Зх4 метра. Аппарат «Кок» был узкопленочным, рассчитанным на киноленты с особой перфорацией. Фильмы для него печатались на ацетатной негорючей пленке, что было несомненным достоинством. Но аппарат «Кок» не смог внести существенный вклад в дело приобщения сельских жителей к кинематографу. Обладая хорошими техническими характеристиками, он мог демонстрировать фильмы, созданные только фирмой «Пате», а их производилось не так много, и они были очень дороги. Возможности обновлять репертуар были ограниченными. Работники просветительского кино быстро поняли, что стали жертвой ловкой спекуляции французской фирмы.
В России поборником и настоящим подвижником «разумного кинематографа» был создатель крупнейшей кинофабрики А.А. Ханжонков. Он организовал собственное производство научных фильмов. В 1911 г. А.А. Ханжонков основал при своей кинофабрике Научный отдел, который на протяжении 5 лет выпускал в большом объеме научно-популярные и просветительские картины, посвященные самой разнообразной тематике.
Другая информация:
Античные мыслители о трагическом
В античности трагедия – вершина искусства. В античной трагедии героям часто дано знания будущего благодаря прорицаниям оракулов, вещим снам и предупреждениям богов. Хор в греческой трагедии подчас сообщал и действующим лицам, и зрителям в ...
Северное Возрождение
Реформация.
Весьма важными особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации. Собственно реформационное движение, или Реформация (от лат. reformatio – преобразование) началось в Германии, распространивш ...
Этапы развития государства
За тысячелетнюю историю Византия прошла в социально-экономическом отношении от рабовладельческого строя к феодальному, который утвердился в XI-XI вв. В IV-VI вв. рабство ещё было распространено в Византии, хотя рабам стали давать землю, и ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII