Произведения

Великая культура » История отечественного искусства » Произведения

Страница 1

Шостакович "Седьмая симфония". Седьмая симфония Шостаковича, получившая название "Ленинградской" - замечательный образец советского симфонического искусства.

Произведение это явилось пламенным обличительным и гневным откликом чуткого советского художника-патриота на суровые события Великой Отечественной войны. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу Родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Лучшая и наиболее идейно значительная часть Седьмой симфонии - первая, своего рода грандиозная симфоническая поэма о мире и войне, в основе которой лежит конкретный программный замысел, изложенный автором в специальном пояснении. Яркие и впечатляющие музыкальные образы сонатного allegro симфонии воплощают героическую борьбу советского народа с фашистскими захватчиками, именно здесь сосредоточено основное драматическое содержание всего произведения. В ярко контрастных сопоставлениях картин мира и войны, прекрасных образов родной природы и радостного созидательного труда, а с другой стороны - жутких образов смерти, разрушения и варварского опустошения автору удалось достигнуть большой реалистической глубины, захватывающего драматизма и вместе с тем подлинной симфонической обобщенности. Седьмая симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе.

Бородин "Князь Игорь" - народно-эпическая опера. Все поразительно в "Князе Игоре". Во-первых, конечно же, гениальная музыка. Эпический склад "Игоря" проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому "Руслану".

В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы. Могучий хор пролога "Солнцу красному слава" (на подлинный текст из "Слова") сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.

Музыка первой картины (первый акт) своим бесшабашным, разгульным характером резко контрастирует настроениям пролога. Песня Галицкого "Только б мне дождаться чести" напоминает размашистую залихватскую пляску. В хоре девушек "Ой, лихонько" тонко воспроизведены особенности жалобных народных причитаний. С напускной важностью звучит грубовато-комическая песня скоморохов "Что у князя да Володимира".

Во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Ярославны. В ариозо "Немало времени прошло с тех пор" выражена ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряженности в сцене Ярославны с боярами. Хоры бояр "Мужайся, княгиня" и "Нам, княгиня, не впервой" полны суровой, грозной силы.

Второй акт посвящен картинам половецкого стана. В каватине Кончаковны "Меркнет свет дневной" слышатся любовные призывы, страстное томление, чувственная нега. Поэзией юношеской любви, очарованием роскошной южной ночи овеяна каватина Владимира "Медленно день угасал". Ария Игоря "Ни сна, ни отдыха" - многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославле. Властным, жестоким и великодушным предстает хан Кончак в своей арии "Здоров ли, князь?" Акт завершается ослепительно красочными сценами плясок, сопровождаемых хором. Контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. Постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru