Прекрасное как традиционный предмет эстетики

Великая культура » Эстетика как наука: предмет эстетики, факторы, влияющие на его становление » Прекрасное как традиционный предмет эстетики

Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматривают другие эстетические феномены. Прекрасное всегда исторически-конкретно. Разные исторические периоды знают разные идеалы красоты. Прекрасное всегда национально окрашено. У разных народов, пусть и живущих в одну эпоху, представления, о прекрасном различны, а то и противоположны. Многие ученые связывают это с закреплением в сознании того или иного народа как «прекрасных» определенных полезных признаков.

Чернышевский в своей эстетической диссертации говорит о противоположности представлений о красоте у разных сословий, в частности дворянского и крестьянского.

Наряду с «прекрасным» эстетическое сознание включает и другие категории: возвышенное, трагическое, комическое и др. При рассмотрении этих категорий прекрасное выступает мерой. Возвышенное - это то, что эту меру превышает. Трагическое -то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое -то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается не страданием или гибелью, а смехом.

Некоторые отечественные эстетики (М. С. Каган, Л. Столович) выделяют наряду с положительными эстетическими ценностями их антиподы -безобразное, низменное. Они делают это на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных, Так, в сфере гносеологии и логики сталкиваются понятия «истинность» и «ложность», в сфере этики понятия добра и зла. Поэтому и научное исследование в области эстетики, считают указанные ученые, должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.

Другие ученые утверждают, что такие понятия, как безобразное и низменное, не могут считаться эстетическими категориями. Качества, выражаемые этими категориями, не могут иметь положительного значения для человека, т. е. эти категории не могут являться положительными ценностями.

Другая информация:

Редакции памятника
Памятник сохранился в трех редакциях и многочисленных списках 16-18 вв. и неоднократно издавался. Текст первой редакции (до середины 16в.) издан И.Е.Забелиным в 1882г. Текст второй редакции по Коншинскому списку конца 16 – начала 17 вв. ...

Музыка и изобразительное искусство
Как в области театра, так и в музыкальной жизни Петербурга XVIII в. ясно прослеживается стремление правящих кругов использовать средства искусства для укрепления авторитета государственной власти. Музыка звучала на петровских ассамблеях, ...

Литература
Русская литература 2-й пол. XIX в. самая философская, и социальная в Европе. В ней в художественных образах отразилась вся сила мысли великого народа, не нашедшая выражения в научных трактатах (из-за неразвитости философии и социологии). ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru