Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая – тысячу лет христианского государственного.
Вторая фаза – христианская, занявшая тысячу лет, – можно подразделить на три периода.
Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX–XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа – киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта – ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.
Второй период связан с династией Романовых (1613–1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.
Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация – на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую.
Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.
Другая информация:
Характеристика книжного дела второй половины XIX
века
Цензурная реформа 50-60-х годов XIX в. вызвала к жизни большое количество новых периодических изданий (всего за период с 1857 по 1862 г. возникло 179 новых изданий), (наиболее крупные журналы - «Современник» и «Отечественные записки») [№1 ...
Образование и наука в средневековой Европе
Важной была позиция церкви и в отношении научного познания.
В период Средневековья все существовавшие тогда церкви, как епископальные, так и монастырские, находились в руках духовенства. Церковь сама подбирала состав учащихся, исходя из ...
Правила вежливости и приветствия
Японцы приветствуют друг друга поклонами. Поклоны могут быть как простым кивком головы, так и глубоким поклоном - до 90°. Всё зависит от социального статуса человека, которого Вы приветствуете. Например, если приходится приветствовать как ...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
