Группа Ивана III, первого "государя всея Руси", знаменует становление Русского централизованного государства. Здесь много фигур. Иван стоит в гордой и торжественной позе, на нем тяжелые одежды и шапка Мономаха, в руках - скипетр и держава. Это уже не воин, как изобразил художник Дмитрия, это самодержец. Татарин на коленях протягивает царю бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежит побежденный в битве литовец и поверженный ливонский (немецкий) рыцарь с обломанным мечом - Московская Русь сокрушает своих врагов, еще недавно угрожавших ее независимости.
Начало династии Романовых
Весьма любопытна группа царя Михаила. Слева от него Козьма Минин, справа - князь Пожарский. Именно их усилиями родилось всенародное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов, а уж затем в столице был в 1613 году избран на царство молодой Михаил Романов. Пластический образ самого Михаила получился довольно бледный, невыразительный. И не случайно: то был государь, ничем значительным себя не проявивший. Микешин не мог, разумеется, не изобразить родоначальника правящей династии, но отодвинул его в глубь композиции. А на первый план выступает мощная фигура Пожарского, с обнаженным мечом в руке. Он как бы ограждает от врагов страну, только что оправившуюся от великой смуты. Это очень сильный, энергично выполненный образ, один из лучших в верхней части композиции памятника.
Козьма Минин на коленях подносит Михаилу скипетр и шапку Мономаха. Это сознательное нарушение Микешиным исторической достоверности. Ни Минин и ни кто-либо иной из числа "третьего сословия" не вручал государю при коронации символы царской власти. Художник явно желал здесь выразить мысль, что только та власть сильна, которая опирается на народ и видит в нем свою опору. В образе коленопреклоненного Минина нет и следа униженной покорности; напротив, он исполнен достоинства и значения исполняемого долга. В его лице, во всей его фигуре чувствуется какое-то напряжение, скрытая тревога: он надеется, что государственная власть даст России долгожданный мир и покой, он тревожится об этом.
Другая информация:
Счастливая судьба иконы Вышгородской Богородицы
Удивительна история этой иконы из Константинополя, столицы Византийской империи, которая достигла своего блестящего развития во времена правления императора Юстиниана I (527— 565 гг.)
Имея взаимоотношения и дружеские связи с различными с ...
Русское просвещение ХVII-ХVIII вв
В ХVII-ХVIII вв. на смену русскому Возрождению приходит новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением. Происходит радикальная переориентация не только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европей ...
Возникновение
и развитие Национальной библиотеки Франции
Национальная библиотека Франции (La Bibliothèque Nationale de France) – одна из старейших и крупнейших библиотек Франции, центр национальной библиографии.
Известно, что началом библиотеки послужили собрания рукописей королевской с ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII