Промышленный прогресс и совершенствование строительной техники в пореформенной период привели к появлению новых типов сооружений (вокзалы, промышленные и торговые здания, доходные дома). Одновременно анархия частного предпринимательства предопределила хаотичность городской застройки 2-я половина века - время господства эклектики, распространенной разновидностью, которой был псевдорусский стиль. Типичные образцы этого стиля в Петербурге - церковь Воскресения "на крови" (арх. А.А. Портланд, 1882), в Москве - Исторический музей (А.А. Семенов и В.О. Шервуд, 1875-81), Городская дума (Д.Н. Чиганов), Верхние торговые ряды на Красной площади (А.Н. Померанцев, 1889-93, ныне - ГУМ). Отделанные под русскую старину фасады построек (шатры, башенки, фигурные наличники и т.п.) контрастировали с современными интерьерами. Подобное несоответствие не могло быть долговременным, в конце века сформировался новый стиль.
Кризисное состояние архитектуры привело к утере былого синтеза искусств, чувства ансамбля. Черты эклектики (излишняя патетичность, натуралистическая детализация) особенно проступали в монументальной скульптуре - памятники "Тысячелетию России" в Новгороде (1862); Екатерине II, в Петербурге (1873); скульптура М.О. Микешина (1836-96). Наиболее удачным монументом этого времени был памятник Пушкину в Москве (1880), скульптура А.Ж. Опекушина (1841-1923). Прежнее место его расположения (в глубине бульвара) обеспечивало необходимую степень изолированности от открытых пространств, что гармонировало с камерным характером образа. Развитие станковой скульптуры связано в основном с жанрово-повествовательным направлением. Наиболее известный мастер этого времени М.М. Антокольский (1843-1902), масштабностью тематики близкий Крамскому и Ге, прославился историко-психологичной достоверностью изображения «монументальных личностей»: «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872), «Христос» (1874) и др.
Рост капиталистического производства в пореформенной России поставил серьезные практические и теоретические задачи перед наукой и образованием. Несмотря на ограничения, значительно повысился уровень грамотности населения, наблюдался небывалый подъем научного творчества и рост интереса к науке в обществе, расширение книгоиздательства и журнального дела. Незавершенность аграрной реформы, сохранение пережитков крепостничества (в социально-экономической и политической области) привели к подъему освободительного движения, ведущая роль в котором принадлежала разночинцам. На этот период пришлось невиданное оживление общественной мысли, литературы и искусства, утверждение в них демократических и реалистических принципов. Реакция 80-х годов, особенно ударившая по образованию и печати, вызвала известную апатию в обществе, изменения в культуре.
Другая информация:
Культура Древнего Китая
Китайская культура — одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур. Она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Начало культурной истории Китая восходит к рубежу III—II тыс. до н. э ...
Сакральный аллегоризм
Сакральный аллегоризм – художественное направление средневековой художественной культуры, отражающее религиозную художественную концепцию и повествующее о священной истории мироздания (господствующая тема – жизнь и мученическая смерть Хри ...
Современное развитие и проблемы сохранения казахской
культуры
Дни культуры явились ориентиром для казахского населения нашего края в духовной сфере, заставили задуматься о прошлом, настоящем и будущем казахского этноса России и послужили первоначальной основой для дальнейшего упрочения связей между ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII