В работах Погодина Кавелин усматривает больше недостатков, чем достоинств. Он считал бесплодными попытки Погодина противопоставить друг другу русские и западно-европейские институты: 1) феодализм и удельную систему; 2) традиции Римской империи и Византии; 3) монгольское иго и крестовые походы и т. д.
Кавелин резко критикует идеалистические взгляды Погодина на историю (например, последний считает, что реформы Петра I были следствием смерти царевича Дмитрия), и противопоставляет ему новый, «прозаический» взгляд на историю.
Учитывая то, что, как сказано выше, Кавелин искал закономерности в истории, понятно, почему он критиковал Погодина за то, что он – противник систем и теории, и в то же время строит их наперекор фактам.
Кроме того, необходимо сказать, что, хотя, как говорилось выше, у Кавелина сохранились некоторые черты славянофильских воззрений, он выступил одним из главных защитников западнических идей.
При этом он был объективен: например, не отрицал, что Д. А. Валуев добросовестно давал реальным событиям справедливую оценку. Выступая против славянофилов, Кавелин также выдвигает одно из положений своей будущей концепции: петровские реформы были закономерными, так как Россия в них нуждалась.
Итак, подводя итоги, отметим, что к концу 40-х годов взгляды Кавелина как историка государственной школы в целом сформировались. Он выдвинул уже все положения своей концепции исторического развития России:
1) основой древнерусской истории было кровно-родственное начало, заменявшееся постепенно государственным;
2) исторический процесс закономерен;
3) взгляд на историю должен быть «прозаическим».
Кроме того, Кавелин показал себя сторонником западничества. Тем не менее мы должны заметить, что он был объективен и не только не отрицал, но, наоборот, даже подчеркивал различия между Россией и Западной Европой, что можно увидеть уже в его статье «Взгляд на юридический быт древней России», в которой впервые Кавелин четко выразил и обосновал все вышеуказанные положения своей концепции.
Перейдем теперь непосредственно к источнику.
Другая информация:
Взаимопонимание
Всю сознательную жизнь японцев учат понимать друг друга без слов. Это означает, что вовсе необязательно иметь, либо выражать, свое мнение. В сущности, для японской женщины куда хуже прослыть своевольной и самоуверенной, чем уродливой. В я ...
Гуманизм как идеология Возрождения
Открытие древнего мира было произведено деятелями Возрождения таким путем, что стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего обратим внимание на значение т ...
Массовый праздник как вид театрализованного представления
Практически все разновидности народных празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действий. Это определяется обрядово-зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа.
...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
