Письменность древнего Двуречья

Великая культура » Культура древнего Двуречья » Письменность древнего Двуречья

Еще в 1925 г. в раскопках Джемдет-Наср, ведущую роль в которой сыграл г. Урук именно там впервые были обнаружены ранние письменные документы, которые были открыты в т.н. IV слое Урука.

Пиктографическое письмо развивалось в Египте, и таковым оно по внешнему виду смогло остаться благодаря тому, что нильская долина оказалась богата удобным писчим материалом; знаки – рисунки высекались на камне; на папирусе, этой прочнейшей в мире «бумаге», писались более упрощенные знаки.

Двуречье было богато только глиной. Но эта вязкая пластичная глина поддавалась отлично и высушиванию на солнце, и крепкому обжигу и в результате явилась письменным материалом не менее прочным, чем камень и папирус Египта.

Первоначально рисунки наносились на влажную плитку острой палочкой (стилем). По мере роста и развития храмового хозяйства нужен был учет, необходимость в записях росла. И те сотни тысяч таблеток, которые хранятся в настоящее время в музеях, и те, которые не обнаружены еще раскопками, являются большей частью именно памятниками такого хозяйственного учета храмов разного времени.

Вырисовка тонким стилем была делом трудным и длительным. Уже со времени Джемдет-Наср знаки стали упрощать, рисуя их без округлых линий во избежание заусенцев на глине, и все больше сокращая число штрихов. В мягкой глине у начала нажима получалось углубление, из которого впоследствии образовалась головка клина, и таким образом пиктография — рисуночное письмо — превратилась в клинопись.

По-видимому, уже древнейшими знаками писали на шумерском языке; если и признать в Уруке этого времени наличие господствующего слоя завоевателей, то эти гегемоны должны были пользоваться языком основного населения, хозяйство которого было ведь основой и условием их собственного существования.

Даже не умея еще читать большинства ранних знаков-рисунков, мы с их помощью можем ознакомиться с некоторыми сторонами шумерской жизни этого времени.

Среди знаков-рисунков мы имеем изображение тростниковой хижины, а наряду с нею дается изображение двери деревянного или каменного сооружения. Мы видим, что первобытная мотыга заменена сохой, которую тянул, конечно, домашний вол. Известны колесо (кстати сказать, по внешнему виду аналогичное тяжелому колесу в современном Ираке) и крытая четырехколесная повозка. Встречаются изображения и хорошо известной нам легкой рыбачьей лодки, и, кажется, все знакомые формы сосудов. В одном знаке исследователи хотели видеть прообраз светильника, лампы. Ряд других знаков дает изображение каких-то злаков, а может быть и огородных трав. Наряду с рисунком лука с натянутой тетивой, мы видим изображение лютни с натянутыми струнами. Несколько позднее мы встретимся с целым набором музыкальных инструментов, — и музыка, и пение в Двуречье играли большую роль и в быту, а в особенности в храмовых культах.

Комбинируя два простых знака, получали возможность передачи и более сложных понятий: рисунок головы человека означал «голова», рисунок той же головы с заштрихованным ртом означал «рот, слово». В некоторых знаках сразу узнаем хорошо известную по раскопкам форму обожженного сосуда из глины, в котором и варили, и подавали пищу. Комбинация знаков головы и этого сосуда обозначала человека, который ест, и тем самым глагол «есть».

Если в целом пиктографические надписи Урука и Джемдет-Наср нам не понятны, то отдельные слова и группы слов доступны нашему пониманию; так, уже в Уруке встречается знак женщины вместе со знаком горы, который и позже в шумерском письме всегда обозначал рабынь. К концу периода Джемдет-Наср упоминаются и рабы-мужчины.

Многие из тех вещей, изображения которых имеются в рисуночном письме Двуречья, можно увидеть сейчас в музеях разных стран благодаря раскопкам на территории Ирака.

Пластика и тесно связанные с ней пластически оформленные сосуды, печати, раскрывающие перед нами весь богатый мир мышления этого времени, предметы художественного ремесла дают яркую иллюстрацию к жизни этого периода.

Нельзя ограничиться рассмотрением памятников только одного Урука, — шумерская культура охватила все Двуречье. Об этом говорят данные раскопок, ведшихся на юге (Ур, Лагаш, Шуруппак, Адаб, Киш), в центральной группе поселений (Эшнунна, Телль-Аграб, Хафадже) и на севере (Телль-Билла, Тепе-Гавра, Телль-Брак). Не следует также забывать, что Иран и Элам и в это время поддерживают культурные связи с Двуречьем; в Эламе, как уже упоминалось, возникает прото-эламская письменность, аналогичная письменности, слагающейся в это время в Шумере, а в керамике Двуречья возможно проследить влияние Ирана.

Другая информация:

Постмодернизм в европейской культуре
В 60-70 годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот принято называть «постмодернизмом». Этот термин начал широко применяться с 1979 года, после выхода книги французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмо ...

Православно-языческий синкретизм в образной системе русских заговоров
Языческие представления имеют свою историю; они создаются не вдруг, а постепенно - вместе с поступательным движением народной жизни, с медленным усвоением внешних явлений природы. Природа являлась, то нежной матерью, готовой вскормить жит ...

Особенности культуры западноевропейского Средневековья
Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры. Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями. Бесконечные нападени ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru