В 1895 г. в Париже был опубликован обширный труд французского историка-ориенталиста Гастона Масперо «Древняя история народов классического Востока». Эта объемистая работа, снабженная обильным иллюстративным материалом, и в наши дни не утратила еще своего научного значения. Блестящий стилист, ориенталист в широком смысле этого слова, египтолог и историк египетского искусства по своей узкой специальности, Масперо поставил перед собой большую задачу: подвести итог всему, что было сделано в области изучения Востока не только за XIX век, но и за тот период, когда античный греко-римский мир столкнулся ближе с древним Востоком — с Египтом и Передней Азией.
В конце прошлого века древний Египет был значительно более исследован, чем другие древневосточные страны; но в науке о древнем Востоке успела уже отделиться и завоевать себе место новая дисциплина, ассириология, требовавшая особых, специальных знаний. Однако в то время египтолог Масперо мог еще отводить именно Египту ведущую роль в общей истории древнего Востока, хотя и уделял значительное место также Ассирии, Вавилонии и вообще позднему периоду культуры древней Передней Азии.
Прошло несколько десятилетий, и знакомство с древним Востоком, с его языками и письменностью, с его материальной культурой, наукой, литературой, изобразительным искусством и религией настолько выросло, что всесторонний и такой же глубокий охват всей древней истории народов классического Востока потребовал бы коллективного труда многих специалистов.
Уже в самом начале нашего века стало ясно, что дальнейшая расшифровка сохранившихся в огромном количестве клинописных документов внесет много нового в понимание истории культуры стран Передней Азии. Но никто не мог тогда представить, что раскопки, начатые в разных местах, через пятьдесят лет дадут такой обильный и такой разнообразный материал, что многие построения и выводы науки придется пересмотреть.
Не о каком-нибудь окончательном «подведении итогов» должна идти речь в настоящий момент; задача ученых, продолжая работы над расшифровкой письменных памятников, одновременно использовать добытый в наше время богатейший материал памятников вещественных. Громко говорили надписи; археология, наука, рожденная в XIX в. и развитая в XX в., заставила заговорить вещи, и язык их, звуча часто в унисон с надписями, нередко и дополнял существенно их смысл.
Для Масперо и его современников новой была возможность говорить о памятниках шумерской древности, а мы в настоящее время говорим о временах становления культуры и искусства не только Ассирии и Вавилонии, но и всей Передней Азии.
Французский путешественник, естествоиспытатель и врач по профессии, Оливье в XVIII в. побывал в Двуречье и оставил большой и интересный труд, дающий яркое и подробное описание климата, флоры и фауны Двуречья. Он говорит о полной заброшенности страны, описывает картину налета саранчи, которая опустошила все посевы, при этом он подчеркивает, что страна не лишена богатых ресурсов.
Свидетельства классических авторов – Теофраста, Страбона, Геродота – единогласно подтверждают необычайное плодородие Двуречья.
Большое значение, в смысле знакомства европейцев с культурой Востока, внесла экспедиция Наполеона. Его грабительски вывезенные богатства Двуречья были перевезены во Францию и позднее выставлены для ознакомления. Большая часть этих древних сокровищ до сих пор находится в Европе.
Другая информация:
Закат великой цивилизации, зарождение личности
Конец второго - начало первого тысячелетия до н.э. - это период упадка культуры древних царств. Например, "военное и политическое могущество Вавилонии, - пишет И. Клочков, - идет на убыль. Заметно уменьшилось население самого Вавилон ...
Рукописная книга и реклама Европы и Азии в эпоху феодализма
Этот раздел курса направлен на изучение обильного исторического материала, опубликованного во многих изданиях и подвергнутого пристальному анализу многими исследователями. Популярные издания на основании этих исследований дают вполне добр ...
Факторы, влияющие на становление предмета эстетики
Уже отмечалось, что до середины XVIII в. эстетические проблемы не вычленялись в чистом виде. Рассуждения о сущности прекрасного и искусства возникали в связи с философскими, моральными, богословскими, политическими и художественными размы ...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
