Письменность, литература, музыка и театр

Великая культура » Культура древнего Китая » Письменность, литература, музыка и театр

Китайская иероглифическая письменность Древнейшая живопись и письменность в Китае имеют общее происхождение. Китайская письменность возникла во II тыс. до н.э. Уже в XV в. до н.э. существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающего более 2000 иероглифов. В III в. до н.э. была введена единая китайская письменность и с этого времени она начинает быстро развиваться: во II в. н.э. число иероглифов составило около 10 И а в следующем столетии — более 18 тысяч. Тогда же появились первые китайские словари.

Рисунок 2. По преданию, курица и свинья впервые отделили мокрые листы бумаги (105 г. н. э.)

Китайцы использовали различный материал для письма. Во II тыс. до н.э. записи делались на костях животных и на стенках бронзовых сосудов. В начале I тыс. до н.э. для этих целей стали использовать пластинки из бамбука, однако этот писчий материал был слишком тяжел и громоздок: иногда требовалось несколько повозок, чтобы перевести бамбуковые труды ученого-чиновника. После того как китайцы освоили культуру шелкопряда (первыми в мире и научились изготовлять шелк), его начинают использовать для записи текстов. На шелке писали натуральными красками особыми писцовыми кисточками. В 105 г. н.э. китайцы совершили великое открытие — научились изготовлять бумагу. Ее варили из древесной коры, старого тряпья, конопли. Примерно тогда же была создана тушь, материалом для которой служили сажа, растительные масла и смолы.

Освоение китайской письменности было фундаментом китайской системы образования. Обучение детей начиналось с семи— восьми лет. Единой программы обучения не было, все зависело от индивидуальных способностей учеников. Основным методом обучения было зазубривание текстов наизусть — при этом никого не беспокоило, если человек не понимал содержания зазубренного. Как

правило, школьники выучивали 2—3 тысячи иероглифов и получали элементарные сведения по арифметике и китайской истории1

Литература. Известнейшим литератором и историком был Сыма Цянь, живший во II в. до н.э. Его основной труд «Исторические записки» был взят за образец сотнями других ученых. Они копировали и структуру работы Сыма Цяня, и его манеру подачи материала.

Рисунок 3. Древнекитайские иероглифы

Древнейшие памятники китайской литературы — «Книга перемен» («И-Цзин») и «Книга песен» («Ши-Цзин»), содержащая более 300 народных песен, од и гимнов, составленных в период с XI по V вв. до н.э. «Книга истории» («Шу-Цзин») была написана ритмической прозой и посвящена первым легендарным правителям Китая. В «Книге ритуала» («Ли-Цзы») рассказывалось о всевозможных обрядах, церемониях и правилах поведения. Основная часть материалов для этих книг была обработана и систематизирована Конфуцием и его учениками и может рассматриваться как священное писание вконфуцианстве.Основоположником китайской поэзии считают Цюй Юаня (IV— III вв. до н.э.), воспевшегопреданность родине. Первым в Китае певцом любви и женской красоты стал Сун Юй (III в. до н.э.), лирика которого пронизана ощущением радости жизни. Во II в. до н.э. жил Сыма Сянжу, старавшийся прославить в своих стихах силу и могущество императора. Знаменитыми поэтами первых веков нашей эры были Дао Дао, Дао Пи, Дао Чжи.

Музыка. Особую роль в совершенствовании стиля и языка китайской поэзии сыграла созданная во II в. до н.э. музыкальная палата «Юэфу», собиравшая народные песни и музыкальные произведения. На чиновников «Юэфу» были возложены задачи по специальной подготовке музыкантов и организации музыкального сопровождения всех придворных церемониалов, а также контроль за исполнением песенной и танцевальной музыки. На рубеже нашей эры в Китае появились трактаты о музыке, наиболее известным из которых был трактат «Книга о музыке» («Юэ-Цзы»). Музыка называлась «юэ», что означало нечто культивированное, организованное, носящее праздничный характер. Китайцы смотрели на музыку как на таинственную космическую силу, и отдельные тоны отождествляли с первоэлементами, образующими мир (с воздухом, водой, землей и огнем).

Театральное искусство Театральное искусство в Китае объединяло танец, пение, речь, представление и акробатику. Оно восходило к глубокой древности, к разнообразным культовым действиям и было связано с поклонением божествам и умершим предкам, с выполнением обрядов жизненного цикла и соблюдением различных каленных праздников. Существенной была роль музыки в китайском театре: она сопровождала все театральные представления.

На рубеже нашей эры в Китае были широко распространены и популярны выступления мимов, циркачей, музыкально-драматические программы, театры кукол и теней, однако сами актеры не были уважаемым и популярным сословием. Сюжетами для театральных представлений служили легенды о святых, мифических героях, популярные народные сказания. В театральных сюжетах, как и во всей китайской литературе, отразились особенности национального характера и темперамента китайцев, специфика их менталитета, сложившаяся у них иерархия высших ценностей, понимания ими смысла жизни.

Другая информация:

Анализ исторической ценности экспозиции
Экспозиция «Семилетняя война 1756 – 1763 годов» не имеет особой исторической ценности. Эта экспозиция очень бедна и по существу здесь выставлены только одни научно-вспомогательные материалы. Ценным в экспозиции представляется только «Жур ...

Многообразие форм эстетической деятельности
Сфера эстетического освоения мира гораздо шире искусства. Она охватывает и труд, и быт, и культуру (например область садово-парковой кулътуры). Сады и парки продукт культурной деятельности, стремящейся к гармонии, к породнению с облагоро ...

Формирование психологической парадигмы
Этот подход можно понять уже из самого названия: для объяснения культурных феноменов их редуцируют к психологическим, а затем на основе полученных психологических характеристик истолковывают особенности культуры .Эта парадигма сформировал ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.jaton.ru