Европейская музыка

Великая культура » Классицизм XVII-XVIII » Европейская музыка

Страница 1

С начала XVIII века в странах Западной Европы окончательно определилось общее господство в светской музыке. Со второй половины столетия композиторского творчества развивалось под действием идей просветительского классицизма.

Итальянские композиторы XVIII века основное внимание уделяли опере. Певцов готовили главным образом в консерваториях, которые открывались при «оспитале». В них преподавали известные итальянские музыканты. Выдающимся вокальным педагогом был Никола Порпора (1686 – 1768 ) – один из более плодовитых оперных композиторов неопалинтской школы.

Ещё при жизни главы этой школы А. Скарлатти, создателя опера-сериа, обнаружились присущие ей художественные противоречия, которые послужили для резких критических выступлений против неё. К середине XVIII века наметилась тенденция к предопределению штампов опера-сериа, к более тесной связи музыки с драматургией. Яркое выражение это получило в творчестве М. Йомелли и Т. Траэтты, композиторов новонеаполитанской школы Дж. Сарти, П. Гульельми и других. Убеждёнными приверженцами нового были А. Саккини и А. Сальери.

Сильнейшую оппозицию условно-героической опера-сериа составил новый демократический жанр опера-буффа (комическая опера). Первым классическим образцом его считается опера композитора Джованни Батиста Перголези

(1710 – 1736)

«Служанка-госпожа»

(1733).

В 1760-х гг. в опере – буффа начали появляться лирико-сентименталистские тенденции, которые отразились в творчестве Никколо Пиччинни

(1728 – 1800). В 1776 году в Париже Н. Пиччинни был втянут в борьбу «глюкистов» и «пиччинистов». Противники оперной реформы Глюка стремились противопоставить его искусству оперную музыку Пиччинни. Соревнуясь, композиторы работали над сюжетом оперы «Ифигения в Тавриде». В результате победу одержал Глюк.

К последнему этапу развития опера-буффа относиться творчество Джованни Паизиелло (1740 – 1816) и Доменико Чиморозы (1749 – 1801). Оба композитора в разное время работали при дворе в Петербурге.

Значительный вклад был внесён итальянскими композиторами в инструментальную музыку. Скрипичное искусство многим обязано крупнейшему мастеру в этой области Джузеппе Тартини (1692 – 1770), итальянский скрипач, композитор и музыкальный теоретик. Глава падуанской скрипичной школы. Развил жанр концерта для скрипки с оркестром (всего 125), скрипичной сонаты (всего 175), в т.ч. «Трель дьявола», трио-сонаты; трактаты о музыке. Основал в Падуе Музыкальную академию (1727).

В виолончельной музыке выделился Луидже Боккерини (1743 – 1805), итальянский композитор и виолончелист. Способствовал развитию классических камерно-инструментальных жанров и симфонии. С конца 60-х гг. жил в Мадриде. Концерты для виолончели с оркестром, ок. 30 симфоний, инструментальные сонаты, ансамбли и др. В его сочинениях сочетались элементы галантного стиля (рококо) с предромантической эстетикой.

Подлинным новатором клавирной музыки выступали Доменико Скарлатти (1685 – 1775), итальянский композитор и классевинист. Сын А. Скарлатти. Работал в Лиссабоне и Мадриде. Создал виртуозный стиль игры на клавесине. В его сонатах для клавесина (св. 550, под названием «экзерсисы») формировалось сонатное аллегро. Оперы, кантаты и др. Его сонаты для клавесина стали своего рода энциклопедией клавирного искусства.

Большую роль в развитии инструментальных жанров сыграл величайший итальянский композитор Антонио Вивальди

(1678 – 1741),скрипач-виртуоз. Создатель жанров сольного инструментального концерта (228 – для скрипки) и (наряду с А. Корелли) кончерто гроссо (всего 49). Его цикл «Времена года» (1725) – один из ранних образцов программности в музыке. Св. 40 опер, ораторий, кантаты; инструментальные концерты различных составов (465) и др. В Сиене – Итальянский институт имени А. Вивальди. В его творчестве содержались черты, характерные для позднего барокко.

Во Французской музыке XVIII в. предпочтение отдавалось музыкально-театральным жанрам. В 1730 – 1760-е гг. ведущее положение в придворной опере – «Королевской академии музыки» - занял крупнейший французский композитор Жан Филипп Рамо (1683 – 1764), музыкальный теоретик. Используя достижения французской и итальянской музыкальных культур, значительно видоизменил стиль классицистской оперы, подготовил оперную реформу К. В. Глюка. Лирические трагедии «Ипполит и Арисия» (1733), «Кастор и Поллукс» (1737), опера-балет «Галантная Индия» (1735), клавесинные пьесы и др. Его теоретические труды – значительный этап в развитии учения о гармонии.

До конца 1740-х гг. вокруг его сценических произведений не стихала борьба «рамистов» и «люллистов». Последние считали музыку Рамо слишком учёной и «проитальянской». На самом деле, проявляя творческий интерес к итальянской, композитор с большим уважением относился к традициям Ж.Б.Люлли. Создав яркие образцы лирических трагедий и опер-балетов, Рамо обновил музыкально-выразительные средства оперного жанра и обогатил вокально-декламационный стиль французской оперы итальянскими ариозными формами.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Социологический подход в изучении феноменов кризиса современной культуры
Наряду с культурфилософскими концепциями, ориентированными на иррационалистические основания культуры XX века получили распространение и направления, сближающие естественнонаучное и гуманитарное познание на основе выделения надличностных ...

Основные разделы эстетики
Предыстория развита эстетики это мифология. Именно она была источником философского знания. В ее рамках впервые ставились вопросы о красоте, об искусстве, о том, как связаны между собой эти феномены. Первый этап развития теоретической эс ...

Творчество К. Баленсиага
Кристобаль Баленсиага создавал изысканные скульптурные модели, которые не подчеркивали формы тела женщины, а скорее окутывали, скрывали его. Уже в конце 1930-х гг., когда Баленсиага появился в Париже, журналисты назвали его «Кристобаль Ве ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru