Архитекторы Ренессанса внесли важный вклад в развитие мирового зодчества не только своими постройками но и своими теоретическими трудами. Книги Альберти. Виньолы, Палладио, впоследствии многократно переиздававшиеся, стали в XVIII веке важнейшими учебниками по архитектуре. Эти теоретические труды оказали тогда очень сильное влияние на формирование художественных воззрений нескольких поколений архитекторов. Благодаря им архитектурные традиции античности, переработанные и в известной мере канонизированные зодчими Ренессанса, стали достоянием теории и практики архитектуры XVIII века.
Очень важное значение в развитии классицизма имело и непосредственное изучение памятников архитектуры античной эпохи. Италия в XVIII веке становится как бы «всеевропейской академией художеств»: сюда из всех стран Европы приезжают художники, скульпторы, архитекторы — они тщательно изучают, зарисовывают, копируют произведения античности и Ренессанса. Руины античных зданий поражают их своей «идеальной красотой» и становятся школой высокого профессионального мастерства.
Эмоциональное и идейно-смысловое содержание ордерной системы, вложенное в нее еще античными зодчими,— спокойное равновесие архитектурных масс, торжественность, величие, ясность, гуманистичность (не случайно древние греки ассоциировали колонны с метафорическими изображениями человеческой фигуры) — в значительной мере предопределило суть архитектурно-художественных образов, созданных русскими архитекторами-классицистами. Они виртуозно владели системой ордеров, используя ее богатейшие художественные возможности. Лаконизм декора и спокойная гладь стен придавали особую звучность ордерным элементам — колоннадам, портикам, антаблементам.
Высокого совершенства достиг в классицизме, особенно в первой трети XIX века, синтез архитектуры с монументальной скульптурой. Он позволил решить важные идеологические задачи — отобразить пафос победы, одержанной в Отечественной войне 1812 года. процесс отхода архитектуры от классицизма происходи, в 30—40-х годах XIX века не только в России, но и во многих других странах — он приобрел поистине глобальный характер.
Что же произошло и с русской, и с мировой архитектурой в эту пору? Почему сошел с исторической арены. классицизм, до того почти безраздельно господствовавший в архитектуре на протяжении многих десятилетий? Почему восторженное восприятие архитектурных творений классицизма в первой четверти XIX века начинает в 30-х годах сменяться все более критической и даже негативной оценкой?
Детальный анализ этой сложнейшей искусствоведческой проблемы требует специальных глубоких исследований. Отнюдь не претендуя на полноту ее освещения, все же необходимо, хотя бы в самых общих чертах, охарактеризовать причины того крутого перелома в стилистическом развитии русской архитектуры, который произошел в 30 — начале 40-х годов XIX века.
Другая информация:
Зодчество, декоративно-прикладное искусство, мода
Зодчество. Мировоззрение китайцев и состояние научно-технической мысли проявлялись в развитии архитектуры. В I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три этажа с многоярусной крышей.
Ранние китайские города имели правильную, гео ...
Иван Мозжухин и мужская мода 1910-х годов
Мужская одежда рубежа XIX–XX веков исследована довольно мало, но авторы существующих работ описывают ее изменения. В 1880-е годы хорошо одетый мужчина располагал гардеробом, где имелись отдельные комплекты вещей на все случаи жизни. В 191 ...
Храмы, которые строили майя
На высоком (метров десять, не меньше) искусственном холме — прямоугольной платформе — стоит величественный дворец, вернее то, что сохранилось от его многочисленных галерей, коридоров и лестниц, соединявших и разделявших четыре различных ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII