Книжная торговля во второй половине XIX века

Великая культура » Книжное дело России второй половины XIX века » Книжная торговля во второй половине XIX века

Страница 1

Общий подъем хозяйства страны в результате проводимых реформ и капиталистического развития во второй половине XIX века, выразившийся в резком увеличении объема книжной продукции, сопровождался структурными изменениями в тематике книг. Наиболее интенсивный рост издательской продукции наблюдается по финансово-экономическим вопросам — в 18 раз, по политическим и общественным проблемам — в 15 раз, по естественным наукам и медицине — в 9 раз [№2, с. 234].

Начиная с 1870-х годов на книжном рынке господствует предприниматель-капиталист, вводится система бухгалтерии и учета, используются методы статистики и библиографии. На службу привлекались наиболее знающие и опытные книжные работники, широко использовались услуги библиографов.

Провинциальная книжная торговля во второй половине XIX века выросла значительно. В провинциальных университетских центрах появились большие книжные магазины. Развивается деятельность земских складов, которые открывались не только в губернских, но и в уездных городах. Земские книжные склады ставили две задачи: снабжение земских школ и библиотек писчебумажным материалом и книгами, купленными со значительной скидкой, и организацию торговли общедоступными изданиями в деревне.

Наиболее эффективную и разветвленную распространительскую сеть в стране составляли офени, разносившие и развозившие книги и лубки в самые отдаленные ее уголки. Больше всего был развит промысел офеней во Владимирской губернии (в 1890-е гг. здесь насчитывалось 6 тыс. офеней-лубочников) [№2, с. 236].

В конце XIX века промысел офеней начал значительно падать. В крупных селах и уездных городах, на базарах, где торговали офени, стали появляться мелкие лавочки, хозяева которых благодаря развившемуся железнодорожному сообщению могли получать товар непосредственно из Москвы. Следовательно, формы распространения лубочной книги изменились: ее издатели стали распространять свой товар уездных и сельских лавочников.

Начиная с середины XIX века активно развивается букинистическая торговля. В Москве она сосредоточилась на Сретенке у Сухаревой башни и у Китайгородской стены, в Проломных и Ильинских воротах. Одним из первых был магазин Т. Ф. Большакова (1794-1863). В Китай-городе началась деятельность династии Шибановых, основатель которой П. В. Шибанов купил себе лавочку в «Проломе» (1841). Его сын П. П. Шибанов (1864-1935) развернул деятельность по систематическому изданию каталогов старой книги.

Петербургская букинистическая торговля тоже начинает приобретать культурные формы, и в 60-е годы с Апраксина и Гостиного дворов, других толкучек перебазируется на центральные улицы в специально оборудованные помещения. Магазин под вывеской «Букинист» первым открыл в 1874 г. И.Г.Мартынов (1840-1889). Открывают предприятия на Невском и Литейном проспектах Э. К. Гартье, И. И. Базлов В. И. Клочков (1850-1915) и др.

В 1883 г. было организовано «Русское общество книгопродавцев и издателей», которое поставило себе целью облегчение взаимных деловых сношений, устройство центрального книжного склада, представительство перед администрацией по вопросам, связанным с книжным делом, организацию профессиональной подготовки, издание информационного журнала о выходящих книгах и т. д.

Развитие сети железных дорог и улучшение сети сообщений, особенно в центральных и южных районах России, содействовали улучшению снабжения книгами отдаленных населенных пунктов.

Большую роль в улучшении распространения книг сыграли активные приемы и способы торговли, широковещательная реклама, библиографическая работа. Промышленное развитие, по которому пошла Россия в пореформенное время, способствовало формированию новой группы покупателей — грамотных рабочих, недавних выходцев из крестьянской среды. Политические процессы, происходившие в обществе, породили интерес к книгам, брошюрам и периодическим изданиям. Самая многочисленная и самая малограмотная часть населения страны — крестьянство — вследствие проводившихся на селе реформ начинает более активно вовлекаться в процесс потребления книги.

Положительные сдвиги в этом направлении сдерживались низким покупательским спросом населения. С целью преодоления этого объективного фактора развития книжного рынка многие издатели стремились снизить себестоимость печатной продукции. В этом отношении большую роль играло внедрение совершенной техники и модернизация полиграфических предприятий. Удешевление книг шло за счет роста тиражей, снижения качества печатной продукции, снижения уровня издержек обращения и других экономических факторов. В конечном итоге происходит слияние интересов издателей и книгопродавцев и, как следствие, объединение их функций в рамках деятельности ведущих издательско-книготорговых фирм России.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru