Коллекционирование в эпоху Средневековья

Великая культура » Коллекционирование в античную эпоху » Коллекционирование в эпоху Средневековья

Страница 1

В европейской истории средними веками принято называть огромную эпоху, хронологические грани которой в силу их размытости и неопределенности традиционно являются предметом научных дискуссий. Средневековый человек встречался с искусством главным образом в храме. Человека той поры притягивали яркие и сверкающие вещи, ведь их цвет ассоциировался с Богом и Светом как символом божественного Спасения. Поэтому предметы культа старались создавать из дорогих и редких металлов – золота, серебра, драгоценных камней, перламутра, янтаря. Сокровища церкви могли храниться в обычных закрытых шкафах, но чаще всего находились в специальном помещении. Это могла быть особая комната рядом с алтарем или пристройка к храму, а в монастырях – отдельное здание. Особо почитались мощи – нетленные останки людей, причисленных к лику мучеников и святых.

Уже на заре Средневековья укромные помещения для дорогих украшений, оружия, драгоценной утвари стала создавать и светская власть. Блеском и роскошью отличались светские сокровищницы эпох развитого Средневековья.

В истории Востока, который в своем развитии шел принципиально иным путем, нежели Европа, введенное европейцами для удобства периодизации понятие «Средневековье» имеет иные хронологические грани и иную логику их расстановки. Начало восточного Средневековья ориентировочно датируется первыми веками нашей эры, а его верхнюю границу историки-востоковеды устанавливают в XIX в., причем для большинства стран – в середине столетия, когда по сути дела начался период ломки и трансформации традиционной внутренней структуры Востока под влиянием колониального капиталистического мирового рынка.

В основе появления первых коллекций и в мусульманском мире, и в индо-буддийских странах Востока лежали религиозные мотивы. Важнейшим фактором, способствовавшим созданию подобного рода сокровищниц, была идея «вакфа», или «вакуфа», концептуально оформленная самим основателем ислама пророком Мухаммедом. Ее суть заключалась в предоставлении государством или человеком на религиозные или благотворительные цели имущества в виде дара или по завещанию. Храмовые сокровищницы долгое время были единственными хранилищами как религиозного, так и светского искусства в Японии. Высочайшего уровня развития достигло коллекционирование в Китае. Еще в эпоху четырехсотлетнего правления династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), ознаменовавшуюся общим подъемом культуры, для императорских дворцов во всех провинциях страны собирались наиболее известные произведения живописи и каллиграфии. Коллекции пополнялись и выдающимися творениями современных мастеров, а их было немало в эпоху империи Тан (618 – 907 ), когда искусство считалось столь же важным и престижным поприщем для приложения сил и талантов. Развитие коллекционирования продолжалось и после падения Танской империи под ударами восставших крестьян и мятежных феодалов. Наряду с императорским коллекционированием развивалось и частное.

Процесс становления музея как социокультурного института начинается в одну из величайших эпох европейской истории – в эпоху Возрождения. открытое гуманистами античное искусство, изменив эстетические представления эпохи, стало вызывать восторженное преклонение. Оно начало восприниматься как источник не только знаний, но и эстетического наслаждения. Желание собирать и хранить классическое наследие появилось у светских правителей и римских пап, состоятельных бюргеров и кардиналов. Появился интерес к мемориальным предметам и изображениям выдающихся людей.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Связь культа с культурой
О природе культа, его связи с феноменом культуры говорили многие философы. По мнению П.А. Флоренского древние культы потрясали и тем самым открывали возможность постижения тайн. У каждого есть собственный опыт постижения культа, следоват ...

Вавилония
История Вавилонии распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину 2тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину 1тыс. до н.э. Своего наивысшего подъёма Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи. От его времени о ...

Кносский дворец
Наиболее полным воплощением самобытных принципов критской монументальной архитектуры стал дворец в Кноссе, в греческих мифах он назывался лабиринтом (это слово происходит от термина лабрис—«двойная секира»,—излюбленного изображения в кри ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru