Композиция: понятие и сущность

Великая культура » Композиционное построение культурно-досуговых программ » Композиция: понятие и сущность

Всем, кто работает в театре и пишет о нем, хорошо известна формула Вл.И. Немирова-Данченко о трех «лицах» режиссера, то есть о трех направлениях в работе постановщика спектакля. И долгое время считалось, что этой формулы достаточно для определения режиссуры, как профессии, однако ее оказалось недостаточно, когда пришло время определить сущность режиссуры как искусства. Между тем, если она является таковым, то это единственное искусство, не имеющее теории.

Дело в том, что режиссура – самое молодое из театральных направлений искусств. Актерское искусство существует с тех пор, как существует театр, и практически столько же времени существует искусство драматургии. Из истории театра известно, что в течение многих веков постановкой спектакля руководили то драматурги, то ведущие актеры труппы, то и просто антрепренеры. И только с конца 19-го века, когда по удачному выражению Ю. К. Герасимова, «возник в цельном и суверенном виде осознававший себя институт режиссуры» процесс развития театрального искусства стал направляться режиссурой. Так начался новый этап в истории театра: если раньше спектакли ставили, то теперь их начали создавать.

Что же остается на долю режиссера: идейный замысел, то есть истолкование, «трактовка» предложенного драматургом материала? Но ведь толковать книгу может и литературовед, и газетный рецензент, и историк- культуролог. Если бы функция режиссера в театре была ограничена толкованием драматургии, то его работа над спектаклем была бы закончена в тот день, когда он излагает труппе свою экспозицию постановки. Однако, как известно, экспозиция – это только начало работы над спектаклем: в отличие от литературоведческого анализа пьесы, режиссерская «трактовка» должна представить зрителю убедительные доказательства права постановщика освещать содержание пьесы именно так, а не иначе. Значит, творческий вклад режиссера в произведение сценического искусства – это форма спектакля, которая делает зримым толкование пьесы ее постановщиком. Значит, существует такая область сценического искусства, где не обойтись без режиссуры – это пространственно-временная форма спектакля, или его пластическая композиция. В этом видел суть искусства режиссуры С.М. Эйзенштейн: «От реплики к реплике в написанной пьесе надо уметь установить единый процесс действия. Развернуть сухую строчку задания в многообразное, многосложное и ритмически слитное действие. Это первое, что должен уметь режиссер, претендующий на построение сценического действия, а не на речитативы по свиткам ролей»1. Именно здесь режиссер действует не как организатор творческого процесса, не как педагог, не как толкователь содержания пьесы, а как творец, автор, «сочинитель», суверенный представитель искусства режиссуры. Так мы приходим к определению: режиссура есть искусство пластической композиции спектакля. Открытием этой закономерности мы обязаны Алексею Дмитриевичу Попову, который более чем кто-либо другой исследовал процесс композиционного творчества в режиссуре. В 1954 году он писал: «Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия пьесы, выраженные пластически через актеров». Спектакль обретает свою мудрую рассудительность и силу через определенную стилистику мизансцен, графический рисунок, через темпо-ритм их движения… Но видеть все действия пьесы в живой пластике для режиссера мало, ему приходится овладевать законами лепки не только определенных фигур, но и больших человеческих масс. Это искусство полностью определяется особыми качествами композиционного дарования режиссера. Без этого дара вообще нельзя из множества деталей и частей построить целое художественное произведение, то есть спектакль»2. Пластическое воображение – определяющий признак режиссерской одаренности. Однако только знание объективных законов искусства и их умелое использование в творческом процессе превращают врожденную одаренность а профессиональное искусство.

Другая информация:

Становление художественного стиля барокко в архитектуре Беларуси
Основной стиль белорусской художественной культуры XVII-XVIII вв. - барокко - раскрылся в двух разновидностях: восточнославянской (сформировалась на основе синтеза местной культуры и западноевропейских влияний) и западноевропейской, носит ...

Культура Британской империи в 17 веке
XVII век стал для Англии временем важных общественно-политических перемен. Буржуазная революция и гражданские войны 1642-1646 гг. и 1648 г. завершились падением монархии и установлением республики. К власти пришли сторонники пуританства - ...

Расцвет литературы в эпоху Возрождения
История литературы Возрождения, как и всей культуры Ренессанса, начинается в Италии. В начале XVI в. провозвестником ее стал великий поэт Данте Алигьери (1265–1321). В своих философских сочинениях и величайшей поэме "Божественная ком ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.jaton.ru