Понятие композиции в искусстве

Великая культура » Композиционное построение культурно-досуговых программ » Понятие композиции в искусстве

Слово «композиция» (от лат. compositio) означает сочинение, а также составление (целого из частей), примирение (составных элементов). В этом же значении слово вошло в русский язык, - как, впрочем, и во многие языки. Но не во всех видах искусства оно имеет широкое хождение: если, например, в музыке и живописи термин «композиция» понятен каждому профессионалу, то уже для литературы он мало привычен – к нему чаще прибегают теоретики и критики, чем писатели. Что касается театрального искусства, то здесь содержании этого понятия существуют лишь очень общие и приблизительные представления. Если в музыке материалом, из которого создается произведение, является звук, а в живописи – цвет, то в театральном искусстве таким материалом, или лучше сказать его выразительным средством, является действие, а носителем действия – живой человек, артист, который в роли действующего лица пьесы является одновременно и субъектом, и объектом творчества, то есть выступает и в качестве автора, и в качестве произведения, и в качестве инструмента, которым это произведение – сценический образ – создано.

Откуда же берутся законы композиции, действующие в сценическом искусстве? А оттуда же, откуда их черпают другие искусства, потому что законы композиции практически одинаковы для всех искусств и, следовательно, давно в большинстве своем открыты. Конечно, эти законы, правила и приемы преломляются в разных искусствах по-разному – в силу специфики выразительных средств каждого искусства. Основа же у них общая: она выработана человечеством с опытом художественной деятельности и опытом восприятия результатов. Словом, все искусства – это дети одной матери, и как бы не различались они между собой, генетически связь между ними существует и напоминает о себе довольно часто. С. Эйзенштейн обращал внимание своих студентов на «… явления так называемого синэстетического порядка, проявляющегося в более узкой сфере органов чувств. Благодаря этим явлениям нам кажется, что цвет может быть «кричащим», что запах может быть слишком «острым», что такая-то музыка «бесцветна». Под этим кроется звуковое восприятие цвета, цветовое – музыки, моторное – фактуры и т.д. В области искусства мы постоянно сталкиваемся с этим явлением. Оно имеет место и в быту».

Между тем, живопись и музыка в семействе искусств принадлежат к разным группам: живопись – к изобразительным, музыка – к выразительным. Что же тогда следуем говорить об искусстве театра, которое принадлежит одновременно и к той, и к другой группе?

Заранее можно сказать, что здесь действуют все композиционные законы, открытые разными видами искусств: ведь сценическое искусство существует и в пространственном измерении (как живопись, скульптура, архитектура), и во временном (как литература, поэзия, музыка). Однако до сих пор в театральной практике использование композиционных законов рассматривалось как присвоение чужого добра. Это становится очевидным, если обратиться к театральной терминологии. Режиссура в театре пользуется понятием перспективы, позаимствованным из изобразительного искусства. Она черпает в изобилии терминологию и композиционные приемы у музыкантов. Даже у своего младшего родственника – кинорежиссуры – она находит, что использовать: «крупный план», «наплыв», «рапид»… Но ведь это только кажется, что она берет чужое; на самом деле кладовая композиции – общая для всех искусств. Таким образом, представляется бесспорным, что в искусстве режиссуры действуют законы композиции, общие для всех искусств. Но есть и такие композиционные приемы, которые представляются чисто режиссерскими. О том, как в вопросах композиции драмы руководствуются живописной, архитектурной и музыкальной композицией мы рассмотрим далее (в следующем параграфе), проанализировав каждый из указанных выше видов искусств2.

Другая информация:

Название театра
· С 1888 г. театр именовался Симферопольским Дворянским, впоследствии - Театр Таврического дворянства; · В 1920 г. - 1-й Советский театр; · С 1921 по 1931 гг. - Крымский государственный драматический театр; · С 20 сентября 1932г. в озн ...

Работа по созданной программе. План занятий
Занятия в самодеятельном коллективе народного танца проводятся 3 раза в неделю. Цель занятий является формирование исполнительской культуры. Изучение репертуара. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Представленные ...

Система конфликтов в драматургии
Конфликт пьесы, как правило, не тождествен какому-то жизненному столкновению в его бытовом виде. Он обобщает, типизирует противоречие, которое художник, в данном случае драматург, наблюдает в жизни. Изображение того или иного конфликта в ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru