Составляющие культуры Э.Б. Тейлора и дальнейшая структура его работы

Великая культура » Концепция культуры Э.Б. Тейлора » Составляющие культуры Э.Б. Тейлора и дальнейшая структура его работы

Страница 2

«Анимизм, – пишет Тейлор, – характеризует племена, стоящие на весьма низких ступенях развития человечества, он поднимается отсюда без перерывов, но глубоко видоизменяется при переходе к высокой современной культуре» [Тейлор. С. 211]. Тейлор дает также такое важное определение религии: «религиозные учения и обряды» являются частями «религиозных систем, созданных человеческим умом» [Тейлор. С. 212]

Сущность анимизма как основания религии заключается в вере в отдельное существование души и в существование остальных духов, вплоть до богов. Тейлор пытается обнаружить причины, по которым первобытный человек сделал заключение о всеобщей одушевленности окружающего мира. По его мнению, первобытные люди часто задумывались о таких явлениях, как сновидения или смерть. После подробных наблюдений за этими явлениями они решили, что в каждом человеке есть определенная особая субстанция, которая может временно или навсегда покидать свою телесную оболочку. Обычно такую субстанцию именуют «душа» (по латыни «анимус», откуда слово «анимизм»). Из такого рода представления далее развиваются представления об уже отдельно существующих духах, которые олицетворяют, одушевляют растения, животных, отдельные предметы и даже природные стихии. [Тейлор. С. 212–214]

Далее Тейлор рассматривает связь представлений о душе с учением о дыхании, возвращении духа умершего, влиянии увечий на тело и душу, обычаи засыпать следы духов, хоронить вместе с вождем его слуг и жен, будущую жизнь и воздаяние. [Тейлор. С. 214–249] Заканчивается глава восьмая важной констатацией того, что анимизм является важной частью и философии. Во многих философских системах, особенно у древних народах, есть представление о душе и всеобщей одушевленности. [Тейлор. С. 249–252]

Огромный материал о представлениях и учениях о жизни после смерти, переселении душ, посмертных странствиях душ и загробном мире собран и систематизирован Тейлором в девятой и десятой главе «Первобытной культуры». Свой обзор Тейлор заканчивает также важным примечанием, что в дальнейшем все эти представления составили важный двигатель человечества и имеют по сей день нравственную ценность. [Тейлор. С. 310]

Далее Тейлор рассматривает различные следствия учения о душе. Сначала он исследует такое явление, как убеждение в том, что душа может вселяться в различные предметы или людей. Рассмотрев такую возможность, Тейлор приходит к выводу, что анимизм лежит в основании такого явления как фетишизм – поклонение определенным предметам. [Тейлор. С. 331]. Фетишизм может развиваться далее и превращаться в идолопоклонство [Тейлор. С. 345].

Глава двенадцатая посвящена такому аспекту анимизма, как представлениям о том, что духи могут быть непосредственными причинами явлений природы. Родственными явлениями, по Тейлору, являются всякого рода кошмары, зловредные и благие духи, с одной стороны, и духи географических объектов – скал, вулканов и т.д., – с другой. Соответственно, Тейлор находит возможным объяснить через анимизм еще одно характерное явление первобытной религии – тотемизм, то есть поклонение тому или иному животному. [Тейлор. С. 382–383] В двух же заключительных главах из посвященных анимизму, то есть в тринадцатой и четырнадцатой, Тейлор рассматривает так сказать «высшую степень» анимизма – веру в высшие божества, в верховное божество. Тейлор рассматривает божества и классифицирует их по функциям: бог войны, солнца и т.д. И, как обычно, он показывает, что этот аспект анимизма развивается и становится в современности философией религии.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Кризис цивилизации и его последствия
К началу третьего тысячелетия человечество подошло в состоянии проявляющегося со всей очевидностью кризиса своей цивилизации, который складывается из экологического, социального, демографического и еще скрытого, но уже обретающего черты ...

Композиционный план театрализованного представления
"Прощание с Масленицей". Эпизод 1. Действие театрализованного представления начинается с ПРОЛОГА – музыкальной фонограммы, выхода ведущей. Экспозиция. Эпизод 2. Реприза с Петрушкой. Эпизод 3. Выход фольклорного ансамбля &quo ...

История отечественной архитектуры
История русской архитектуры насчитывает более тысячелетия. Это сложная история взаимодействия с зодчеством различных стран, создания и развития собственной традиции, и затем долгих споров о самобытности архитектуры России. Первые каменны ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.jaton.ru