Представление П.А. Сорокина о культурном развитии

Великая культура » Концепция существования и развития культуры Питирима Сорокина » Представление П.А. Сорокина о культурном развитии

Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы. С точки зрения Сорокина, главным фактором, определяющим поведение отдельных людей и характеристики социальных систем, является фактор культуры. Культура, по Сорокину, и есть ценностная система.

А поскольку через ценности обнаруживает себя весь спектр явлений культуры, то посредством анализа ценностей можно типологизировать культуру, описать процесс ее развития, спрогнозировать будущее. Все имевшие место в истории человечества культурные системы философ делит на три основных типа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы: две противоположные друг другу - идеациональную и чувственную (или - сенситивную) и третью - смешанную, промежуточную между ними - идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная система - реальна, адекватна восприятию наших органов чувств.

Сорокин подчеркивает, что в "чистом виде" в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период.

С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.

П.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы. Это: генезис (происхождение) - рост - созревание - увядание - упадок и, наконец, распад. В то же время философ был убежден в том, что так называемая "смерть" культуры не имеет тотального и необратимого характера. Более того, эта "мнимая смертная агония была бы не чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил".

Упрощенно и схематично этот процесс можно представить как движение маятника из одной крайней точки - "идеациональной" - в другую крайнюю точку - эмпирическую, и обратно, с прохождением через промежуточную фазу "идеалистической", или интегральной, культуры.

Другая информация:

Значение работы с краеведческой литературой
Работа с краеведческой литературой является частью деятельности массовых библиотек. Они уделяют большое внимание пропаганде литературы об экономике, природе, истории и культуре края. Краеведческая работа в большей степени способствует осу ...

Факторы, влияющие на становление предмета эстетики
Уже отмечалось, что до середины XVIII в. эстетические проблемы не вычленялись в чистом виде. Рассуждения о сущности прекрасного и искусства возникали в связи с философскими, моральными, богословскими, политическими и художественными размы ...

Верхний ярус
В верхней части памятника расположена скульптурная группа: ангел, держащий крест, и склоненная перед ним женщина, символизирующая Россию. Эти скульптуры выполнил непосредственно Михаил Осипович Микешин вместе с Иваном Шредером. ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru