Культура императорской России

Великая культура » Этапы формирования и самобытность культуры России » Культура императорской России

Страница 1

Поворот произошел типично по-русски, круто и решительно. Споры о смысле и методах петровских преобразований не утихают по сей день.

Безусловно, Россия повернула в сторону Европы. Русская культура в петербургский период была подвержена всем европейским веяниям и к концу XIX в. сама приобрела мировое значение. Главное достижение петербургского периода - высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества, осуществление Ломоносовской формулы, что «будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать». Но при всех видимых переменах оставались неизменными некоторые существенные глубинные механизмы функционирования культуры. Вследствие уже упоминавшегося несоответствия шага времени и шага пространства петровские перемены не могли сразу охватить всех и вся, тем более что осуществлялись они неорганично. Разрыв, существовавший между верхами общества, которые теперь европеизировались, и низами общества, значительно углубился. Церковь оказалась полностью подчиненной государству. Тем самым она абсолютно потеряла возможность быть духовной воспитательницей народных низов. Низы остались беспризорными. Рано или поздно социальные перемены должны были вывести их из патриархального состояния, но они оставались без предпосылок выработки позитивной программы новой жизни. Крупнейшим идейным течением, охватившим в XVIII в. большинство европейских стран, было Просвещение. Не миновало оно и России. Просветители с различной степенью глубины и обоснованности стремились проанализировать общественные отношения и государственные формы с позиции свободного, ничем не ограниченного разума. Деятели Просвещения верили в общее благоденствие и искренне желали его. Сталкиваясь с жадностью, лицемерием, ханжеством, духовным убожеством, стяжательством, просветители бичевали эти пороки, считая, что их причиной является невежество. Они были уверены, что путем просвещения, критикой, развитием образования можно прийти к лучшему обществу.

Одной из центральных идей нашего Просвещения стала идея воспитания совершенного человека. Была предпринята и практическая попытка выведения «новой породы людей».

Различные утопические эксперименты – привычное явление в русской культуре. Иван Грозный хотел создать царство-монастырь во главе с царем-игуменом. После затеи с «новой породой людей» появились утопии Павла, Аракчеева, большевиков. Неустойчивость традиции, несколько раз менявшей свою ориентацию, и неограниченность власти создавали благоприятные условия для экспериментирования.

Восприняв идею Руссо, согласно которой в условиях полной изоляции от порочной социальной среды из ребенка можно вырастить человека идеального, совершенного во всех отношениях, русские педагоги-утописты решили ее осуществить, не учтя, правда, мнения Руссо, что дабы ребенка изолировать, его нужно поместить на Луну или на необитаемый остров.

В 1764 г. Екатерина II утвердила разработанное И.И. Бецким «Генеральное учреждение о воспитании особого пола юношества». Предусматривалось создание закрытых «воспитательных училищ», куда поступали бы дети не старше 3-6 лет, пока они не испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. В учениках надлежало воспитывать такие качества, как страх божий, трудолюбие и др. Интересно, что в качестве экспериментального материала выбирали бедных дворянских сирот и вообще детей неимущих дворян, безродных подкидышей, нищих, которых родители были не в состоянии прокормить. Этим воспитанникам и предстояло стать «людьми новой породы». Открытие Московского воспитательного дома нашло в стране немедленный отклик. В Петербурге появился его филиал, крупные администраторы стали открывать подобные учреждения в своих губерниях. Дворяне, купцы и даже смекалистые крестьяне последовали их примеру.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Особенности мироощущения в культуре "Серебряного века" в России
Отмечая наличие глубоких связей и переклички многих аспектов в картине мира Древней и Средневековой Руси и Россией конца XIX - начале ХХ в., мы подробнее остановимся на основных характеристиках последней. Это послужит нам основанием для п ...

Музыка
Уже в конце VI века основой музыкального материала католического богослужения стало 0 одноголосое церковное песнопение, исполнявшееся мужским хором в унисон или солистами на латинском языке. Это так называемый григорианский хорал (по имен ...

Древний Вавилон и переплетение культур
В Двуречье, в долине Тигра и Евфрата одно государственное образование не раз сменялось другим, различные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали до основания храмы, крепости и города побежденных. Вавилония, не защищ ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru