В XIX а русская культура пережила невиданный взлет, приобрела всемирное значение. Особое место занимала литература. Она оказалась по сути дела универсальной формой общественного самосознания. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образцы. Однако все это относилось только к небольшой части общества, ибо по переписи населения в России в 1897 г. было только немногим более 20% грамотных. Это один из самых худших показателей в Европе. Социальная обстановка в стране накалялась. Консервативная власть и революционное движение были непримиримыми сторонами, и опять их оказывалось только две. Кровавая схватка становилась неизбежной.
Начало XX в. - это серебряный век русской культуры. Российская изящная словесность никогда не знала такого богатства и разнообразия поэтической рубрики: А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, В.Хлебников, В.Брюсов, И.Северянин, Н.Гумилев - вот далеко не Полный перечень талантов, заявивших о себе впервые в начале века. Окончательно сформировалось появившееся еще во II половине XIX в. течение русского космизма, приверженцами которого были очень многие несхожие между собой писатели, ученые, философы (Д.И.Менделеев, К.Э.Циолковский, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, ПА.Флоренский, В.И.Вернадский и др.). Их объединяло убеждение в том, что развитие человечества все более приобретает формы некой общепланетарной общности. Космос и человек, Природа и человек оказываются неотделимы, и надо уметь изучать вместе будущее человека и будущее природы. Вершиной научного направления в космизме стало учение В.И.Вернадского о ноосфере, очень актуальное и в наши дни. Согласно этому учению, человечество постепенно становится основной силой, определяющей своей деятельностью эволюцию Земли, и на определенной стадии оно должно будет принять на себя ответственность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превращаться в ноосферу, т.е. в сферу разума.
Сложилась самобытная русская философия, ее выдающимися представителями стали Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, ПА. Флоренский, и др. Одной из особенностей русской философии, по словам А.Ф.Лосева, было «чисто внутреннее, интуитивное познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения».
Русская культура находилась на грани крупных качественных перемен, которые не состоялись вследствие революции. Возможно, сущностью качественных перемен стало бы так называемое славянское Возрождение, идея которого витала в умах некоторых видных деятелей серебряного века, а суть должна была заключаться в религиозном усвоении античности.
Другая информация:
Японская художественная культура
Уже в ранних керамических изделиях периода Дзёмон отразились представления японцев о природе островов, страх перед стихиями и восхищение ими. Вулканы и тайфуны, моря и горы — вся причудливая природа Японии, казалось, сама отвергала симмет ...
Особенности форм народной хореографии
А) Для народного танца органическое содержание, характера движения, музыки и костюма является непременным условием.
Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая ...
Творчество за рубежом
Выступления Окуджавы проходили в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Польше, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Японии.
Произведения Окуджавы переведены на множество язык ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII