Культура Европы ХХ века

Великая культура » Культура Европы XIX–ХХ вв » Культура Европы ХХ века

Страница 2

Говоря о модернизме в изобразительном искусстве, следует отметить, что он начинался с фовизма, который продолжил в художественной культуре линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля модерн (А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке).

Среди модернистских направлений в художественной культуре ХХ столетия, видимо, самым сложным и противоречивым является экспрессионизм. Его особенности были вызваны тем, что художники-экспрессионисты в своем творчестве стремились выразить драматическую подавленность человека в мире ( Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее).

В первом десятилетии ХХ в. сформировалось еще одно направление модернизма – кубизм. Кубисты исходили из убеждения, что все предметы и явления включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур (П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне).

Одной из самых радикальных разновидностей модернизма стал футуризм (1909 г.). Свое наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Л. Руссоло, а в России его приверженцами в поэзии стали В. Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Футуризм стал кратковременным явлением в художественной культуре, он просуществовал лишь несколько лет и в 20-е годы исчерпал себя.

Одним из самых значительных явлений в художественной культуре ХХ столетия стал сюрреализм, который возник во Франции после Первой мировой войны и оформился в новое художественное направление (Г. Аполлинер, А. Бретон, С. Дали, Р. Магритт, Г. Мур). Основные черты сюрреализма: культ фатальной предрешенности социального зла, агрессивных влечений, низменных побуждений, разрушительных инстинктов, извращенной эротики, паталогической психики. Во второй половине ХХ века произведения в стиле сюрреализма мы встречаем в различных видах искусства. В литературе близким к данному стилю оказывается такой гений как Ф. Кафка, в театральном искусстве – это пьесы тетра абсурда Э. Ионеско и С. Беккета, в кино – фильмы Ф. Феллини.

Кульминационным направлением в развитии модернизма стал абстракционизм, сложившийся как самостоятельная художественная школа в первом десятилетии ХХ столетия. Поскольку художники этого течения всячески отрицали любую изобразительность и отказывались от изображения предметов мира, то абстракционизм еще называют "беспредметным искусством" (В. Кандинский, К. Малевич).

Позднее различные варианты абстракционизма встречаются в художественных культурах разных стран: В США – абстрактный экспрессионизм, во Франции – ташизм (от слова "таш" - пятно), в Англии – живопись действия и т. д.

Расцвет абстрактного искусства пришелся на середину ХХ века. Позже в этом направлении стало трудно придумать что-нибудь новое. Кроме того, у широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием, он был непонятен большинству зрителей, и поэтому на смену ему пришли другие художественные направления, более доступные для зрителей.

Несколько слов нужно сказать о музыке ХХ столетия. Продолжает развиваться академическая музыка, имеющая тесную связь с эстетическими нормами и традициями классического искусства. Понятие модернизма в музыке не является стабильным. И даже то, что в начале века считалось уже классикой. Так произошло с музыкой К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса – представителей импрессионизма в музыке. Сегодня в понятие музыкального авангарда входит конкретная музыка П. Шеффера, создающая с помощью записи на магнитную ленту различных природных или искусственных звучаний. П. Булез и К. Штокгаузен являются представителями алеоторики – течения, вносящего элемент случайности в музыку (музыкальная композиция может строиться с помощью жребия, бросания игральных костей и т. д.). Современный композитор А. Веберн воплотил в своем творчестве идеи пуантилизма – изложение музыкальной мысли не в виде темы или мелодии, а с помощью отрывистых звуков и пауз, а также шумовых эффектов. Вследствие научно-технического прогресса появилась электронная музыка, связанная с конструированием не только мелодии, но и самого звука.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Понятие техники тела
Научный труд Марселя Мосса «Техника тела» состоит из четырех частей: «Понятие техники тела», «Принципы классификации техники тела», «Биографическое перечисление техники тела», «Общие размышления».Ознакомимся детальнее с первой частью, ее с ...

Живопись
Особым направлением в критском искусстве стала живопись. Уже с первых шагов рождающейся минойской цивилизации обозначается интерес критских мастеров к изображению в цвете различных явлений окружающего мира. Мастерство критских художников ...

Изобразительное искусство
В 18 веке во Франции зародился новый художественный стиль – классицизм. Название" классицизм" буквально можно перевести как «основанный на классике», «образцовый». Его возникновение связано с переменами в политической жизни и фи ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru