Основные тенденции развития культуры ХХ века

Великая культура » Кризис культуры ХХ века » Основные тенденции развития культуры ХХ века

Страница 1

Гуманистические идеи культуры ХХ века прослеживаются на всех ступенях развития современного общества - экономической, нравственной, политической, художественной и других. Эта тенденция в свою очередь определила, к примеру, становление политической культуры в передовых странах. Ценности современной культуры впервые были отображены в «Декларации прав человека и гражданина» в 1979 году. Если сравнить два документа «Декларацию прав человека и гражданина» ХVIII века и «Всеобщую декларацию прав человека» XX века становится видно, что идеи, проработанные во Франции в далёкую эпоху революции, приняты в настоящее время в качестве идеала всеми государствами, входящими в состав ООН. (см. таблицу № 1)

Таблица № 1.

«Декларация прав человека и гражданина»

«Всеобщая декларация прав человека»

Статья 1. «Люди рождаются свободными и остаются свободными и равными в правах».

Статья 1. «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».

Статья 2. «Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода и безопасность, сопротивление угнетению».

Данные положения содержаться в статьях 3,4,5,8,9,14.

Статьи 7,8,11 провозглашают свободу личности, свободу совести, слова и печати.

Такие же положения содержаться в статьях 12,18,19.

Статья 3. «Источник всей верховной власти всегда находится в нации».

В дополнение 1793 г. провозглашается обязанности общества искать работу для неимущих, обеспечивать средствами существования нетрудоспособных, заботиться о просвещении граждан.

Статья 21. «Воля народа должна быть основой власти правительства». Остальные положения содержаться в статьях 22,23,24,25,26.

Однако, эта идея не так нова, как может показаться. Ранее данная идея выдвигалась христианством. Согласно учениям Иисуса Христа: перед Богом все были равны, ибо каждый человек, независимо от своего социального положения, обладает бессмертной душой. Но эта идея носила мистический характер, т.к. согласно ей люди были равны не в реальном мире, а в загробном. На грешной же земле каждому было дано нести свой крест, нести его смиренно, подобно Христу, потому что существующие в реальности неравенства социальной и классовой жизни, а также имущественные различия назначены нам Богом.

Следующим важнейшим этапом развития культуры, принятым двадцатым столетием, явилась установка на научно-рациональное изучение мира и находящаяся с ней в одной связке социокультурная система именуемая - наукой. Ещё в XIX веке стали заметны первые признаки того, что наука становится мировой и объединяет усилия и плоды труда учёных из разных стран. Зародилась интернационализация научных связей. Расширение сферы применения научных достижений в конце ХIХ начале ХХ века повлекло за собой преобразование жизни десятков миллионов людей, которые проживали в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.

Научная целостность, образовавшаяся в ХХ столетии, породила начало экономического единства мира, распространение по всем точкам земного шара передовых способов производственной культуры. Люди ХХ столетия стали свидетелями нарастающей интернационализации народнохозяйственных связей. Важным звеном данного процесса становятся транснациональные корпорации и их единая форма организационной культуры. На рост интернационализации жизни в современном мире указывает всеохватывающая научно-техническая революция, а также абсолютно новая роль средств массовой информации и коммуникации. У человечества развивается техногенное отношение к природе – теперь природа больше не является для людей средством удовлетворения духовных потребностей, а лишь сугубо технических.

Техногенность прослеживается даже в таких составных областях культуры как живопись и литература. Появляются новые направления кубизм и футуризм. Футуризм и кубизм – это явления антиэстетизма в культуре и искусстве. В первой половине ХХ века кубизм и футуризм становятся одними из ведущих тенденций в развитии культуры. Оба эти явления находят отражение в картинах художника с мировым именем Павла Пикассо и в романе писателя Андрея Белого «Петербург». И в картинах Пикассо, и в романе Белого прослеживаются футуристические взгляды на мир, их кубизм одно из выражений комического вихря, смещающего всё со своих мест. Футуризм же во всех своих нарастающих разновидностях движется дальше. Это- сплошное нарушение осёдлости бытия, исчезновение всех явственных образов предметного мира, стирание всех граней реальности. Футуризм имел большое симптоматическое значение, и обозначался не только как кризис культуры и искусства, но и как кризис самой жизни. Футуристы ощущали глубочайшие процессы изменения в жизни человеческой и мировой. Но они находились в полном духовном невежестве, у них не было ни какого духовного знания смысла происходящего, не было той напряжённо духовной жизни, которая делала бы видимыми не только разложения старых миров, но и возникновение новых. Но где нам искать истоки футуризма? Что же случилось с миром, и какие факторы бытия породили новое жизнеощущение? Бесконечное ускорение темпа жизни и водоворот от этого ускоренного движения захватили и закрутили человека и его творчество. Близоруко было бы не видеть, что в жизни человечества произошла перемена, после которой в десятилетия происходят точно такие же изменения, что раньше происходили в столетия. В старой красоте культуры и искусства что-то сломалось с этого критического момента. Погибла архитектура, - это лучшее выражение всякой органической художественной эпохи. Новое архитектурное творчество свелось лишь к построению огромных гостиниц и вокзалов. Красота былого быта угасла, стала статична. Храмы, дворцы, усадьбы, статичны, рассчитаны на медлительный темп жизни. Но современная реальность динамична, она разрушает всё статическое, сметает скоростью механического движения. Но этот новый динамический стиль не создан и есть сомнение в возможности создания такого стиля. Декадентство было первоначальной ступенью этого процесса. Декаденты смотрели назад, они болезненно и с тоской воспринимали процесс жизни, убивающий красоту, они были эстетами. Футуризм –дальнейшая стадия развития этого процесса, ему необходимо бежать вперёд, в нем полное восприятие этого процесса жизни, полная самоотдача этому процессу. Футуристы- антиэстеты. От куда же всё это возникло?

Страницы: 1 2

Другая информация:

Аспекты интеллектуальной и художественной культуры западноевропейского Средневековья
Философию западноевропейского Средневековья нередко называли служанкой богословия, что не умаляет ее значения в истории культуры. Философия раннего христианства называлась апологетикой. Это название происходит от наименования и характера ...

Определения красоты
Систематический анализ взаимозависимости и разграничения между всеми различными понятиями вокруг определения понятия "искусство" невозможен без четкого описания понятия "красота". О том, что такое красота, или “прекра ...

Стол
XVI – начало XVII века кардинально не изменили питания по сравнению с XIV – XV вв. Западная Европа еще не освободилась от страха перед голодом. Были велики различия в питании «верхов» и «низов» общества, крестьян и горожан. Еда была дово ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru