Культура Европы в XIX – 1-й половине ХХ века

Великая культура » Культура Европы в XIX – 1-й половине ХХ века

Страница 1

К концу XVIII века искусство рококо, как и идеология Просвещения, полностью исчерпали себя. На смену им пришло новое течение — неоклассицизм. Этот стиль, наполненный высоким гражданственным содержанием, был своеобразной реакцией на чувственное и фривольное рококо. Неслучайно его расцвет совпал с созданием империи Наполеона, окончательной гибелью феодализма и рождением европейских капиталистических наций. Эпоха утонченности и изящества закончилась, наступило время борьбы.

В 1738 году в Италии начались раскопки римского города Геркуланума, погребенного под пеплом Везувия почти 2 тыс. лет назад. В 1748 году настала очередь и Помпеи. В освобожденных от груд застывшей лавы городах европейцам впервые предстала античная цивилизация во всем своем очаровании. Отныне древние Рим и Грецию начали изучать систематически, и очень скоро античность из забавной и непонятной игрушки превратилась в эталон, которому следовало подражать.

Огромный вклад в пропаганду античного наследия внес немецкий ученый искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман, который в середине XVIII века первым исследовал античную скульптуру. В 1763 году он опубликовал свой главный труд «История искусства древности», который стал библией неоклассицизма. Кроме того, Винкельман считается основателем современной античной археологии.

Первым, кто последовал идеям Винкельмана, стал его близкий друг и ученик немецкий художник Антон Рафаэль Менгс, который специально приехал в Италию изучать живопись. В скором времени Менгс стал самым известным художником в Европе, он работал на родине в Саксонии, в Риме, при дворе испанских королей в Мадриде. Его кисти принадлежит множество полотен, в основном — портреты. Именно Менгс стал основоположником стиля классицизма в живописи.

Наибольшего подъема стиль неоклассицизма достиг во Франции, его расцвет совпал с эпохой революции и Наполеоновской империи. Кроме того, французскому искусству еще с XVII века было свойственно обращение к классической традиции, что нашло свое отражение в живописи, архитектуре и литературе. На рубеже XVIII —XIX веков в творчестве Жак Луи Давида наиболее полно проявилось присущее неоклассицизму воспевание патриотизма и гражданского долга.

Давид родился в тот год, когда в Италии начались систематические раскопки Помпеи. После обучения живописи в Париже в 1774 году он прибыл для продолжения образования в Рим, где под влиянием учения Винкельмана и Менгса стал приверженцем неоклассицизма. В 1780 году он вернулся на родину и спустя 4 года стал известен благодаря полотну «Клятва Горациев», которое стало манифестом нового направления в живописи. Великую Французскую революцию Давид встретил картиной «Ликторы приносят Бруту тело его сына» и принял самое активное участие в разворачивавшихся политических событиях. Он был личным другом Робеспьера, заседал в Национальном собрании и голосовал за казнь Людовика XVI. Давид стал главным пропагандистом революции, создателем ее стиля и художественного канона. Созданное в 1793 году полотно «Смерть Марата» стало классическим образцом революционной пропаганды. После падения якобинцев Давид некоторое время провел в тюрьме, но затем был амнистирован и стал активно поддерживать Наполеона. Теперь ему предстояло создать стиль империи. В 1800 году он пишет картину «Переход Наполеона через Сен-Бернар», а в 1805—1807 годах — гигантское полотно «Коронация Наполеона и Жозефины», ставшее идеологическим символом империи.

В отличие от Давида его ученик Жан Огюст Доминик Энгр стал идолом культурного консерватизма. В 1806 — 1824 годах он жил и работал в Италии и вернулся на родину только после того, как его картина «Обет Людовика XIII» получила всеобщее признание во Франции. В 1829 году Энгр был избран профессором Школы изящных искусств, а затем в течение долгого времени являлся ее президентом. Несмотря на обвинения в насаждении собственной школы и культурном диктате, Энгр оставался любимым живописцем двора и аристократии эпохи Луи Филиппа. Он прославился как непревзойденный мастер изображения обнаженной натуры.

В 1-й половине XIX века, когда эпоха великих битв и потрясений закончилась, на смену гражданственному неоклассицизму пришел романтизм, идеализировавший отношения людей и мир вокруг них. Европа устала стоять под ружьем, она желала отдохнуть от материализма и смерти во имя родины. Если неоклассицизм не интересовался отдельным человеком, он рассматривал его только как объект, которого следует учить и использовать, то романтизм обратился к душе индивидуума, его личности и эмоциям.

Как течение в изобразительном искусстве романтизм возник еще в 60—70-х годах XVIII века в кругу английских художников, работавших в Риме. Следующее поколение британских художников в лице Уильяма Тернера и Джона Констебла создало прекрасные образцы романтического пейзажа.

Тернер уделял особое внимание тщательному изучению природы. Его наиболее известные полотна — «Мол к Кале» (1802), «Морозное утро» (1813), «Снежная буря» (1842). Главной задачей своего творчества Констебл считал создание серии полотен, запечатлевших природу его родного графства Суффолк. Основной темой его творчества была сельская природа Англии, изменявшаяся вместе со сменой времен года. К числу самых известных пейзажей Констебла принадлежат картины «Телега с сеном» (1821), «Хлебное поле» (1826).

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Монастыри – центры европейской цивилизации
В «великом движении за христианизацию» Европы самое активное участие приняли монахи. Монастыри готовили и посылали миссионеров в различные страны Европы. Особенно много монастырей было в Ирландии, которую называли «островом святых». Монас ...

«Серебряный век» русской культуры
В начале XIX в. Была создана система народного образования (бессословность обучения). В науке мировое признание получили : Лобачевский (неевклидова геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (открытие антарктиды), основоположник военно-полевой х ...

Тематический вечер как вид театрализованного представления
Существует много клубных вечеров, в которых тема не просто присутствует, а раскрывается в определенной, логической и композиционной последовательности. Такие вечера принято называть тематическими. Тематический вечер отличается от других м ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.jaton.ru