Модернизм в культуре двадцатого столетия

Великая культура » Культура Европы в ХХ веке » Модернизм в культуре двадцатого столетия

Культура в ХХ веке развивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядов стилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает собой всего их развития и не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формирую целостную историю культуры ХХ века.

Многообразие стилей и методов в культуре ХХ века, отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм (от фр modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. В целом это совокупность эстетических школ и течений конца ХIХ – начала ХХ вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями.

Модернизм как художественная тема был подготовлен двумя процессами своего развития:

1. Декадентство (dekadentia — упадок) — т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем.

Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность. Человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремящийся к новаторству любой ценой;

2. Авангард (фр avantgarde — передовой отряд) — манифеcты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.

Авангард был продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Он основывался на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломки традиций.

Большое влияние на практику модернизма оказали: идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Фридриха Ницше, учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского, психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга, экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю, теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе. Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. В различных видах искусства это выразилось: в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве; в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке; в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.

Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем.

Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством австрийского писателя Франца Кафки. Для этого писателя характерно представление о мире как о начале враждебном человеку. Кафка, в своих романах «Замок», «Процесс», «Америка», с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие человека перед механизмом власти.

В архитектуре диапазон средств выразительности модерна простирался от подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стиля модерн—X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф. Шехтеля в России.

В театральном модерне наблюдается тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмогорическую симфонию линий и красок. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX в.

Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.

Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое движение. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова.

Другая информация:

Кодекс этики российского библиотекаря и проблема библиотечно-информационного обслуживания
Известно, что создание профессионального кодекса предполагает высокий уровень профессионального сознания, понимания своей миссии в обществе. Такой уровень сознания возможен только в свободном, демократическом обществе. Где сама профессия ...

Автоматическая вежливость
Японцы вежливы всегда, даже когда они вовсе не подразумевают быть вежливыми. Такова традиция. Язык и культура Японии практически исключают возможность быть невежливым. Когда шофер такси что‑то проорал другому таксисту, врезавшемуся ...

Мировая литература
Классицисты стремились подражать образцам античного искусства, следовали нормам, изложенным античными теоретиками искусства (Аристотелем и Горацием). Классицизм поражает гражданственность, масштабностью, торжественностью, гармоничностью ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru