Идеи просветителей были отмечены верой человека в собственные силы и разум, оптимистически смотрящего в будущее и пытающегося изменить настоящее. Подобные идеи не могли не повлиять на культуру и не найти свое отражение в искусстве того времени. Если на раннем этапе своего развития искусство эпохи Просвещения было тесно связано с традициями Возрождения и классицизма, то позднее оно все больше ориентируется на собственные эстетические принципы.
Дидро провозглашает необходимость демократизации искусства и культуры, ставит вопрос о высоком предназначении искусства в обществе, его роли в воспитании граждан. Если английские просветители Шефтсбери и Хатчесон писали о том, что искусство может улучшить человеческую природу, смягчая нравы, то Дидро выдвигает целую программу революционно-демократического воспитания граждан. В простых людях он видит действительных носителей моральных ценностей, критикуя классицистов за холодность и высокомерие: третьему сословию они отводили место лишь в комедии, которая считалась низким жанром в искусстве. Дидро, напротив, превращает народ в основного героя своих произведений, выдвигая основные принципы новой теории драмы в противовес классицизму. Театр, по мнению Дидро, должен стать «школой нравственности», а для этого требуется реалистически отображать повседневные заботы и радости, показывая человеческие характеры в развитии.
Идеи французского Просвещения нашли свое отражение в живописи Ж.-Б. Шардена, которого интересовал скромный быт и нравы третьего сословия. Художник с теплотой изображал в своих жанровых картинах просто и непритязательно одетых женщин, занятых привычными домашними хлопотами, он хорошо знал отдельные предметы этого быта и изображал их в своих натюрмортах. Искусство Шардена отвечало демократическим идеалам Просвещения и его эстетическим принципам, подчеркивающим, что главное в искусстве - это содержание, а не форма.
Английский художник У. Хогарт, с присущим ему вниманием к описанию подробных деталей быта, явился предтечей будущего критического реализма, обнаружившего себя в полную силу в XIX в. Художник оказался мастером композиции, человеком, не лишенным юмора. Его произведения нередко напоминают сценографию своей подчеркнутой театральностью. Манера Хогарта сходна с манером русского художника Федотова, поскольку обоих интересовали житейские ситуации и людские характеры.
Гордостью английского портретного жанра являются Д. Рейнолдс и Г. Гейнсборо. Первый - мастер парадных портретов, театрально представляющих своих героев, второму в большей мере свойственна мягкость и лиричность, очарование и некоторый романтизм. Кроме портретов, Т. Гейнсборо писал также пейзажи, а к концу жизни и жанровые сцены. В «Портрете дамы в голубом» Гейнсборо удалось создать образ, сочетающий парадность с изысканностью и поэтичностью. Цветовая гамма представляет собой гармонию холодных тонов - от разнообразных оттенков голубого до серебристо-серого и белого. Несмотря на то, что портрет написан маслом, создается впечатление легкости и воздушности, словно художник использует пастельные краски.
Таким образом, воплощая идеи классицизма и Просвещения, искусство ХVII-ХVIII вв. не забывало ставить и по-своему решать собственные художественные задачи. Воспевая разум, оно не запивало о другой стороне человеческой души-эмоциях и чувствах. При этом все чаще художников начинает интересовать уже не столько высокое, сколько повседневность. Кроме портретного жанра, мастера живописи пишут пейзажи и натюрморты, которых не знали предшествующие исторические эпохи.
Другая информация:
Информационные возможности картины
Картина Репина представляет собой комплексный исторический источник заключающий в себе многообразную информацию. На наш взгляд, он позволяет сделать выводы, которые затрагивают не только Государственный совет, как высший законосовещательн ...
Кунсткамера
Кунсткамеру, пожалуй, можно назвать первым в Санкт – Петербурге научным учреждением.
Как и многие начинания Петра 1, его коллекция «редкостных предметов» вызывала недовольство в стране.
Ещё в 1698 году, когда он приобрёл в Голландии пер ...
Характерные черты традиционного мировосприятия в
художественной культуре Китая до ХХ века: религиозно-философские, мифологические
и эстетические аспекты
Китайская культура принадлежит к древнейшим. Ее долгая, богатая событиями история отмечена выдающимися изобретениями, соцветиями талантов, она отличается многими неповторимыми особенностями. На земле Китая зародилась одна из первичных цив ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII