Философия Канта

Великая культура » Культура и искусство XVII–XIX веков » Философия Канта

По мнению Канта, - основателя немецкой классической философии, природа сама по себе не содержит никакой гарантии разумного существования человека. В своем естественном течении она слепа и безразлична к человеческим целям: ею движет лишенная всякого смысла необходимость. Поэтому, слепо следуя природе, человек не может быть существом разумным. Напротив, разумность, по мнению Канта, заключается в способности человека действовать независимо от природы, т.е. свободно. В противном случае, человек становится марионеткой в руках природы и обстоятельств. Разум, считает Кант, дан человеку не для того, чтобы он заботился о собственном благополучии и удовлетворял свои чувственные потребности, наслаждаясь жизнью.

Действительное назначение разума заключается в его влиянии на волю, благодаря которой человек сумеет подчинить нравственному закону свои чувства, мысли и поступки. Совершенствуя данные от природы способности и умения, человек создает культуру. Сущностью культуры является то, что человек обретает способность действовать независимо от природы.

Вслед за Руссо Кант критикует цивилизацию, которая безжалостна по отношению к отдельному человеку, однако представляет несомненный прогресс по отношению ко всему человеческому роду. На пути к более совершенному обществу, каким является правовое государство, человечество ожидают тяжелые испытания и опустошительные войны, которые могут поставить под угрозу само существование культуры и цивилизации. Поэтому Кант ставит вопрос о необходимости совершенствования нравственности человека, которая является высшим проявлением его культуры.

Идеи о связи культуры и нравственности до Канта высказывали английские и французские просветители (правда, речь шла больше об искусстве), однако именно у Канта они оказываются в центре его теоретических рассуждений. Согласно Канту, с выходом человечества из естественного состояния и его переходом в «моральное состояние» развертывается вся мировая история и культура. Подняв человека над грубостью и его животным существованием в природе, культура не только развивает его способности и задатки, но и морально образовывает человека, стремясь обуздать эгоистические интересы и примирить враждующие стороны. Благодаря культуре человек либо превращается в физически совершенное и моральное существо, либо гибнет. Теория Канта носит открытый «характер» - он считает, что процесс культурного развития общества, как и отдельного человека, не закончен и в будущем должен быть продолжен, хотя на этом пути человечество переживает известные сложности. С одной стороны, эти трудности вызваны влиянием цивилизации, а с другой - человеку необходимо научиться преодолеть собственные эгоистические интересы, уметь согласовать в себе чувственную и разумную природу.

Другая информация:

Творчество Рембрандта и Эль Греко
Несмотря на влияние художественных принципов искусства барокко и классицизма, существовали художники, творчество которых невозможно отнести к какому-то определенному направлению или стилю. Гении во все времена оказывались выше любых норм ...

Выдающиеся ораторы
Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен (385— 322 гг.). В начале своего творческого пути Демосфен выступал с судебными речами, но в дальнейшем он все больше втягивался в бурную ...

Краеведческая литература и край
Краеведческой литературой является все произведение печати, относящиеся к краю по содержанию, независимо от места издания и языка. Уточнение этого общего для всех библиотек определения краеведческой литературы связано с рассмотрением поня ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru