Классическое и неклассическое понимание «культуры»

Великая культура » Культ и культура » Классическое и неклассическое понимание «культуры»

Для Марка Туллия Цицерона синонимом культуры была гуманность – нормативное состояние морали, интеллекта и поведения человека. Он использовал обыденное понятие культуры как возделывание почвы в переносном смысле – как «возделывание» человеческого ума в процессе обучения и воспитания [4; с. 486].

Культурный человек включает следующие качества: самостоятельность личности и ее свободу отстаивать свои интересы в рамках закона; уважение к законам как совокупности правовых установлений, ограждающих достоинство человека в соответствии с его общественным положением; верность долгу как моральную гарантию исполнения законов; благоговейную почтительность перед богами, родиной и согражданами [4; с. 487].

Первоначально культура и гуманность были специфически римским явление, порожденным встречей римских ценностей и греческой образованностью [4; с. 488].

Романтическое понятие

Вопросами понимания «культуры» занимались многие философы, такие как И.Г. Гердер, И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.В. Гете и многие другие.

Немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер рассматривал культуру как нечто экспрессивное, выразительное, связанное не только с идеями воспитания, науки и образования, но и с идеей творчества в широком смысле.

Под культурой Гердер понимал все созданное человеком в противовес природе. Кант культурой называл только то, что служит благу человека, стремясь, таким образом, синтезировать романтическое и гуманистическое понятие культуры [4; с. 489].

Культура для В. Гумбольдта – это одновременно результат и процесс. Культура, с одной стороны, есть объективная совокупность всех человеческих творений, с другой стороны, - сам процесс созидания этих творений как реализации смысла человеческой жизни. Культура – это процесс гуманизации человеческого, процесс создания пропорционального единства человеческих сил в противоположность фрагментарному характеру естественного бытия [4; с. 491].

Культура – это стремление к тому, чтобы избежать потери себя в богатстве миром, однако чтобы бежать из мира. Культурный человек – это человек, способный без утраты себя экстериоризоваться, реализовать свои силы, переводить свою энергию в мир. Когда происходит экстериоризация без потери себя в богатстве мира, тогда имеет место культура [4; с. 492].

Психоаналитическое понятие

Психоаналитическое понятие культуры является неклассическим трактованием культуры.

Зигмунд Фрейд утверждал, что понимание культуры зависит от системы запретов. Он характеризует культуру как сдерживающая инстинкты сила запрета и этим связана с важнейшими судьбами человечества в целом [4; с. 493].

Культура требует от человека больше, чем он может и это вызывает у индивида бунд или невроз либо делает его несчастным, недовольным собой и своей жизнью. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб психическому здоровью человека, который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью [4; с. 494].

Другая информация:

«Домострой» о воспитании
В таком благополучном доме много внимания уделялось воспитанию детей с помощью довольно суровых мер. Но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях. Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и р ...

Этническая идентичность в современной культуре
В 70-е годы этнопсихологические особенности культур анализировались в виде этнической идентичности. Этническая идентичность, или просто этничность, - это чувство принадлежности к определенной культурной традиции. Объектами для изучения да ...

Конфликт как основа театрализованного представления
Сюжет драмы, как и внутренняя жизнь ее героев, характеризуется большой мерой напряженности. Показываемые в драматическом произведении события должны быть сосредоточены в скупом сценическом времени. Ведь объем текста драмы строго ограничен ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru