Государственное устройство Византии

Великая культура » Культура Византии » Государственное устройство Византии

Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов. Император имел практически неограниченную власть, мог казнить подданных, не взирая на их положение, конфисковать имущество, назначать на должности. Обладал законодательной властью, судебной и определял внешнюю политику. Контроль за жизнью станы осуществляли сановники император. Его земельные владения были огромны. Однако император не обожествлялся в полном смысле этого слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать Богу. Этой цели был подчинен ритуал дворцовой жизни, Император всегда находился на возвышении; трое его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа – в качестве его символа на сиденье возлагали крест.

Судьба многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый их них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Царская власть длительное время передавалась по наследству. Формально император выбирался армией и народом, неугодных императоров смещали. В Х в. изменился обряд вступления на престол – раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны – храме святой Софии. С этого периода император нарекался царем и самодержцем.

Идея империи всячески обосновывалась политическими теориями. Культ императорской власти был важнейшим элементом государственной религии.

Второй крупной силой в Византии была церковь. Императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия обладала всей полнотой власти, оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Но в то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество. Христианство было признано в IV в. государственной религией, но не смотря на это стана оставалась полуязыческой. Отправление домашних языческих культов сохранялось до конца V в. В деревнях до XII в. существовал культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331-363), философ, храбрый полководец. Он получил христианское воспитание, но став императором, выразил приверженность к язычеству. Христианская церковь прозвала его Отступником. Утверждение христианства встречало сопротивление, христиане уничтожали языческие памятники, храмы. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен центр языческого культа Серапиум, сожжена библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков-христиан погибла женщина-философ Ипатия (370-415). Было запрещено проведение олимпийских игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь христианским, которое всё больше определяло духовную жизнь Византии. Церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. Богословы и еретики понимали священное писание по-разному, поэтому духовная жизнь представляла собой поле битвы, где отстаивалась своя трактовка любой фразы из писания. В течение первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматическими спорами. На вселенских соборах шла речь о правомерности или неправомерности учений. Страстные споры были вокруг главной догмы христианства – о единой и неделимой Троице, включающей в себя Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа святого. Волновал людей вопрос о природе Христа: бог он ли человек? В спорах мнения расходились, менялись. С течением времени возрастали противоречия между католической и православной церквями. Шла борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной. В XI в. произошел раскол, вследствие которого католическая и православная церковь стали независимыми ответвлениями христианства. От западного христианства отделилась не только Византия, но и ее преемница по религии Россия.

Другая информация:

Основание самодержавия
Группа Ивана III, первого "государя всея Руси", знаменует становление Русского централизованного государства. Здесь много фигур. Иван стоит в гордой и торжественной позе, на нем тяжелые одежды и шапка Мономаха, в руках - скипетр ...

Характеристика книжного дела второй половины XIX века
Цензурная реформа 50-60-х годов XIX в. вызвала к жизни большое количество новых периодических изданий (всего за период с 1857 по 1862 г. возникло 179 новых изданий), (наиболее крупные журналы - «Современник» и «Отечественные записки») [№1 ...

Влияние пифагорейцев на музыку Древней Греции
Пифагорейская школа оказала большое влияние на теорию музыки. Считая, что в основе строения мира лежат математические отношения, пифагорейцы установили математическую закономерность в акустике. Они заметили, что струны звучат гармонически ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.jaton.ru