В середине IX-XI вв. наблюдается расцвет византийского искусства, который условно называют македонским Возрождением, что связано с усилением экономической, политической, военной и международной мощи феодализировавшейся Византии. Середину XI-XII вв. определяет «комниновский» период, но архитектурные памятники этих двух периодов составляют единую группу, несмотря на различия в типах и местных стилистических направлений.
В церковной архитектуре преобладал крестово-купольный храм. Крестово-купольное зодчество стало доминировать в Византии и сопредельных с ней странах. Получают распространение небольшие церкви, одновременно храм растет в высоту, большое значение приобретает внешний вид храма. Фасады украшаются колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных проемов, впервые появляется ассиметрия. Художественная выразительность здания увеличивается благодаря внешнему декору. Широко применяют облицовку фасадов разноцветным камнем, кирпичным узорочьем. Новый тип храма воплощен в базилике Василия македонянина. К XI в. относятся такие памятники архитектуры, как храм Каталикон, монастырь Дафни близ Афин, Собор монастыря Хосиос Лукас, церковь Богоматери, церковь Феодоры в Афинах (1049), церковь Пантелеймона в Солуни (XIII в.). В решении задач подчинения человека догматам православия помощь оказала монументальная живопись, которая подчиняется догматике. Все храмы украшаются по раз и навсегда выработанной схеме. Наблюдается подъем в искусстве иконописи. Шедевром является икона Владимирской Богоматери, выполненной для русского князя. Другая византийская икона XII в. «Григорий Чудотворец». Прикладное искусство и миниатюра представлены двумя направлениями – образцами придворного официального искусства и произведениями для более демократичных кругов населения. Изделия из слоновой кости и камня, художественное стекло и ткани, иконы, керамика были распространены в пределах империи. Большого мастерства византийцы достигли в обработке золота.
Всвязи с общей эволюцией Византии, ее политического строя и культуры с этого времени намечается постепенный упадок музыкального искусства: сникает импровизация, статичность и застылость образов преобладают в культовой музыке.
Другая информация:
Искусствоведческий анализ картины Камбьязо Луки «Золотой
век»
Картина «Золотой век» (рис.4) находится в коллекции Государственного музея искусств им. А. Кастеева. В 1958 г. была приобретена музеем у вдовы известного адвоката Порфировой Е.Ф. Картина написана на холсте масляными красками. Не имеет под ...
Исламская философия
Об исламской философии можно сказать, что это совокупность философских учений, разрабатывающихся в эпоху Средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся в основном арабским языком (реже использовал ...
Живопись на завершающем этапе эпохи Ренессанса
В первой половине XVI в. наступает последний период эпохи Ренессанса. Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и осознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Полотнам известных художников еще присущ рен ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII