Скульптура

Великая культура » Древнехристианское искусство катакомб » Скульптура

Страница 2

Для того чтобы составить понятие о саркофагах и оценить их археологическую важность, необходимо познакомиться с общими приемами их орнаментики и характером тех изображений, которые здесь помещались. Наиболее видная часть саркофага – это его лицевая сторона, которую любили украшать художники. На ней, по всей длине, помещается ряд изображений христианского характера. Нередко поверхность этой стороны разделена на две части при помощи рельефного выступа и тогда там помещаются два ряда – верхний и нижний. Оба ряда высказывают одну и туже идею, а если художник хотел изобразить несколько независимых сюжетов, то он разделял поверхность при помощи вертикальных колонок, которые соединялись арками. Разделение на группы допускалось и при единстве основной мысли всех изображений саркофага.

В середине саркофага, в верхнем ряду помещался щит, поддерживаемый двумя гениями (мотив очень распространенный в искусстве), на щите полагалась эпитафия, в которой называлось имя умершего, число прожитых им лет, время смерти и т.д. Щит резко выделялся своими размерами. По сторонам щита и внизу располагались изображения религиозного характера. Содержание изображений на христианских саркофагах, кроме описанных выше, заимствуется из области символики. Можно встретить изображение символа Агнца в различных положениях, иногда четыре райские реки.

Для понимания того, как соединяются эти изображения на одном и том же саркофаге, выражают ли они одну строго определенную мысль, а также для ознакомления с композициями изображений, приведем описание замечательного саркофага, находящегося в Латеранском музее в Риме. Он был открыт под церковью Св. Павла и относится к концу 4 века. Середина саркофага занята бюстовым изображениями похороненных здесь супругов, вокруг них расположены изображения религиозного характера. В верхнем левом углу изображение Святой Троицы: Бог Отец изображен в виде зрелого мужа с благословляющим перстосложением, слева он него Сын Божий, создающий Еву из ребра Адамова, позади Святой Дух в человеческом образе, - это первая группа Вторая группа представляет Адама и Еву в Раю; справа – дерево, вокруг которого обвился змей с запрещенным плодом во рту; в середине между Адамом и Евой – Спаситель в образе юноши; правой рукой Он подает Адаму сноп пшеницы, как символ труда, на который обрекся первый человек через грехопадение, а левой рукой подает Еве ягненка – символ того, что она будет прясть шерсть и вообще заниматься домашним хозяйством, может быть, с указанием на нетленного Агнца-искупителя, который возьмет на себя грех прародителей. Внизу под этими двумя группами мы видим Богоматерь с Младенцем Иисусом, как Искупителем рода человеческого, за нею Иосиф, мнимый отец Спасителя; три волхва, как представители разных племен рода человеческого; приносят ему дары. Рядом с ними – чудо исцеления Спасителем слепого, как символ просвещения людей, находящихся во тьме.

Вверху с правой стороны саркофага – чудеса умножения хлебов, претворения воды в вино и воскрешение Лазаря, а под ними, в нижнем ряду, - предсказание об отречении Петра, причем изображены: Спаситель в виде молодого человека в тунике, с благословляющей десницей и свитком, апостол Петр в традиционном типе с курчавою бородой и волосами и петух, рядом взятие Петра под стражу и сцена изведения Моисеем воды из камня.

В середине под бюстовым изображением супругов помещен Даниил во рве львином; позади его находятся две неизвестные личности и справа пророк Аввакум, приносящий Даниилу хлебы. В целом, таким образом, мы видим здесь выражение важнейших моментов падения и искупления рода человеческого. Момент грехопадения рождает в художнике противоположные образы искупления; искупление является в виде рождения Спасителя и его чудес.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Мотивы виноградной лозы
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: Геометрический орнамент может состо ...

Развитие форм русского народного танца
А) XVIII век ознаменовался появлением нового государства - Российской империи. Эта эпоха связана с именем Петра I - блестящего реформатора своего времени. Произошли серьезные преобразования и в культуре. Традиции русской пляски во все вр ...

Статья К. Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт Древней Руси»
Статья К. Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России» явилась своего рода первым программным выступлением представителей нового направления в русской историографии. Прежде всего Кавелин определяет место России в Европе. При эт ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru