Строительство и интерьер библиотек

Великая культура » Итальянские библиотеки в эпоху Возрождения » Строительство и интерьер библиотек

Страница 1

В средние века какой-либо специфической архитектуры для библиотек не существовало. Обычно их размещали в каком-нибудь освободившемся старом здании, где окна были обращены на восток. В XVI в. стали яснее понимать, что библиотеки нуждаются в определенной планировке, соответствующей хранителю книг и обслуживанию читателей.

Первым архитектором библиотек в XVI в. были Микеланджело Буонаротти и Якопо Сансовино (Татти). Сансовино спроектировал очень красивое здание для библиотеки св. Марка в Венеции (1436), а великий Микеланджело – великолепную библиотеку Лауренциану во Флоренции (1559). Они же определили основные функциональные требования к подобным сооружениям: библиотека должна стоять на открытом, общедоступном месте, главное в ней – большой зал, занимающий почти все здание. Остальное пространство отведено под лестницу и портик. Желательно, чтобы зал представлял собой удлиненный прямоугольник и был снабжен рядами окон с обеих длинных сторон.

В эпоху раннего Возрождения наиболее распространенной была пультовая система размещения книг. Книги прикрепляли к пультам цепями. Это зал размером 40×12 шагов с 19 окнами вдоль длинных стен; в нем 28 пультов с книгами. Те, которые разрешалось выдавать на дом, стояли в шкафах в смежной комнате. Подобная система была пригодна до тех пор, пока фонды были невелики. Но по мере роста фондов она уступила место другой, рассчитанной на более удобный доступ к книгам.

Вместе с тем уже во второй половине XVI в. в большинстве библиотек вместо пультов начали ставить вдоль стен книжные шкафы или многоэтажные полки-стеллажи. Читателям оставались середина зала и ниши рядом с окнами. В те времена во дворцах знати стали устраивать библиотечные залы, оформленные в стиле барокко и рассчитанные не столько на удобство читателя, сколько на то, чтобы поразить посетителя роскошью декора. Одним из элементов этого оформления были великолепно декорированные шкафы. Для этого стиля типична библиотека, выстроенная в конце XVI в. по заказу папы Сикста V итальянским архитектором Доменико Фонтано для хранения ватиканских манускриптов.

Впоследствии от шкафов отказались и стали держать книги на полках, которые нередко занимали всю стену целиком, от пола до потолка, достигая высоты шести и более метров. Естественно, что для пользования книгами приходилось обзаводиться высокими стремянками, что создавало значительные неудобства. Впрочем, был найден выход: вдоль стен устраивались галереи, что позволяло обходиться без стремянок. К так называемой магазинной системе, при которой хранилище отделено от читальни, перешли значительно позднее – лишь в середине XIX в.

Естественно, что, когда отказались от пультов в пользу полок, пришлось отказаться и от цепей с замками, хотя в Италии особо ценные книги хранили таким образом до самой середины XIX в.

В оформлении библиотеки принимали участие лучшие итальянские художники того времени – Паоло Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Тициан (1477-1576).

В том, что библиотека была построена в самом центре города, а также в том, каковы были ее внешний вид и интерьеры, отразились новые представления о месте и роли библиотеки в жизни общества, утвердившиеся именно в эпоху Возрождения.

Рассматривать развитие библиотеки необходимо в историческом и культурном контекстах. В эпоху Возрождения библиотека переходит на новый уровень по сравнению с библиотеками Раннего Средневековья.

Библиотека становится открытой широкому кругу читателей, проявляющих интерес к книгам. Состав фондов стал универсален. В библиотеках эпохи Возрождения были созданы благоприятные условия для обеспечения сохранности уникальных документов. Иными словами, деятельность библиотек была сориентирована и на выполнение функций сбора и хранения, и на выполнение функций обслуживания.

Также вопрос о библиотекаре как профессионале встает в принципиально ином по сравнению с предшествующими эпохами ракурсе. В круг его обязанностей теперь входят присмотр за порядком, ведение каталогов, защита фондов от повреждений, обеспечение доступности фондов.

Страницы: 1 2

Другая информация:

XVIII столетие в Европе - век Просвещения
Анализируя особенности модернизма, критически отзываясь о его склонности к догматизму, тоталитаризму, идеализации способностей человеческого разума, нельзя забывать о выдающихся культурных и научных достижениях этого периода. XVIII век на ...

Становление и развитие кинематографа в России начала ХХ века
История кинематографа насчитывает более ста лет. За столь короткий отрезок времени искусство кино проделало грандиозный путь, «начинавшийся немыми фильмами и заканчивающийся, настоящим, высококачественным, цифровым кино». Обратимся к исто ...

Мода XIX века
А черный шелк цилиндра франтовского? - Он частью стал пейзажа городского. Ни дать, ни взять Адонис во плоти! - Воротнички, воздушные почти… Эдгар По Одежда становится более демократичной: ткани упрощаются, из костюма исчезают шелк, п ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.jaton.ru