Общие принципы Б.Окуджавы

Великая культура » Булат Окуджава » Общие принципы Б.Окуджавы

Выступления Окуджавы начинают записываться на магнитофоны, и вскоре его песни узнает вся страна. Многомиллионная аудитория поэта складывалась в основном из людей, ни разу его не видевших, но ощутивших с ним прочный, доверительный эмоциональный контакт. Всплеск популярности авторской песни связывают прежде всего с творчеством Булата Шалвовича Окуджавы. Окуджава не изобрел новый жанр, но поднял его сразу на иной уровень музыкальных и поэтических достоинств, сохраняя атмосферу доверия, искренности, исповедальности. Наиболее характерной стороной поэзии Окуджавы является изысканная простота. Ей чужды громкие фразы и ложная многозначительность. Эти стихи-песни создают целый художественный мир, который принимает слушателя, и лечит, и радует, и успокаивает, и бодрит.

Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.

Лирика есть как бы концентрация, средоточие в максимальной степени родовых свойств искусства в целом. Смело можно говорить о том, что Б. Окуджава — и в прозе, и в поэзии, и в песенном своем творчестве — есть лирик из лириков. Его анализ своего собственного беллетристического творчества является классически точным воспроизведением принципов лирики. Есть у Окуджавы стихотворение, которое начинается так:

Зачем торопится в Сибирь поэт Горбовский?

Чтоб делать там с души своей наброски .

Да, это общий принцип его творчества. Окуджава полагал, что единственная задача художника — рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об окружающем: «Что бы я ни писал: стихотворение, повесть, песню, роман — всегда и везде я рассказываю о себе, не стараясь угодить ни своим поклонникам, ни противникам».

У поэта соперника нету

ни на улице и не в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

это он не о вас - о себе.

Жизнь его стала легендой. Никакая магнитофонная запись не передаст всего богатства интонаций его чудесного голоса, хотя ничего выделанно-вычурного в его голосе, конечно же, нет. Стихотворения и песни Булата Окуджавы отражают большой мир существующих и во времени, и в пространстве человеческих ценностей, точнее было бы сказать — общечеловеческих ценностей.

В книге «Веселый барабанщик» (1964) было напечатано стихотворение, которое можно считать программным для всего творчества Окуджавы. Оно начинается так:

Не верю в бога и судьбу.

Молюсь прекрасному и высшему

Предназначенью своему,

На белый свет меня явившему .

Чванливы черти, дьявол зол,

Бездарен Бог — ему неможется .

О, были б помыслы чисты!

А остальное все приложится.

Вторая строфа кончается словами:

О, были б небеса чисты!

А остальное все приложится.

Третья завершается так:

О, руки были бы чисты!

А остальное все приложится.

Афористически точны в своей чистой, высокой доброй нравственности практически все его песни, какую ни взять, и можно было бы, любуясь, цитировать одну за другой.

Тот замечательный нравственный потенциал, который содержится в поэзии Окуджавы, в сочетании с природным умением автора донести до слушателя не только свою главную мысль, но и все оттенки настроения, позволяет воспринимать его песни как неподражаемо исполненные драматизированные сцены и миниатюры. Манера общения Окуджавы с читателями, слушателями — доверительно-исповедальная. Он не выступает, не исполняет, а беседует, разговаривает. «Мой дорогой», «а мы с тобой, брат», «давайте восклицать», «извините .», «пожалуйста .», «знаете .» — слова, выражения, казалось бы, необязательные и, как утверждали суровые критики Окуджавы, «совершенно лишние». Но, возможно, именно с них начинает устанавливаться в диалоге поэта со слушателями столь желанная атмосфера сердечности и непринужденности. В стихах Окуджавы часто присутствуют ирония и самоирония, уравновешивая несколько непривычное для песни столь откровенное выражение авторского чувства. Настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, назидательность, Окуджава проповедует простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии.

В начале его творческого пути нередко встречались попытки композиторов писать свою музыку на его стихи, имеются и пластинки с исполнением его песен профессионалами, но с годами эта мода стала отходить, потому что сравнение оказывается совершенно не в их пользу. Те вечные истины, которые исповедует Окуджава, внушаются им без тени грозной назидательности, но либо с мягким юмором, либо с подлинной грустью, либо с глубокой убежденностью. И всему этому чудесно соответствуют его мелодии.

Другая информация:

Вторая половина хх века: становление национального кинематографа
Те годы, которые мы отсчитываем с эпохи перестройки, являются прежде всего периодом мощного сдвига в нашем сознании. Как говорят китайцы: "Не приведи вам Бог жить в эпоху перемен!" И все же мы живем в эпоху перемен. А художник н ...

Структура и сущность ансамбля русского танца
Русскому танцу сотни лет, но в советскую эпоху он как бы переживает свою вторую молодость. Наряду с устоявшимися видами русского народного танца и традиционными формами его исполнения и построения возникают новые виды, создаются новые фор ...

Типология художественных образов
Центральным литературоведческим понятием данной работы является термин "образ". Приведем несколько объяснений данного термина: 1. "Образ художественный – конкретно-чувственная форма воспроизведения некой реальности в эстет ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru