Булат Окуджава

Великая культура » Булат Окуджава

Авторские песни в подавляющем большинстве создавались «недипломированными специалистами», не имеющими никакого музыкального образования, а потому лишенными возможности фиксировать свои песни на нотном стане. Так, например, известно, что Владимир Высоцкий не умел записывать ноты, а Булат Окуджава — вообще не знал нот. Поэтому, если к словесному ряду преобладал письменно-компонованный подход, то к музыкальному — устно-компонованный. Авторская песня — творчество индивидуальное по содержанию, поскольку во всей полноте раскрывает внутренний мир индивида, его мысли, чаяния, переживания. Но по форме бытования она представляет собой творчество коллективное: авторы и исполнители вносят в песни элементы импровизации, вариативности, которая является основным фактором мелодико-тематического развития авторской песни и может выражаться в специфике голосового тембра (неистовый хрип Высоцкого, разговорный шепот Визбора, глуховатый голос Окуджавы). Не зная музыкальной грамоты, барды зачастую допускали отклонения от правил голосоведения, ограничивались минимальным количеством аккордов. Устно-импровизационное начало в формировании структуры музыкального сопровождения (аккомпанемента) приводило к жанровой мутации песни в процессе ее бытования, побуждая к соавторству в неавторском исполнении. Поэтому представляется правомерным употребление по отношению к бардам встречающихся в научной и популярной литературе понятий «современный городской фольклор», «фольклор современной городской интеллигенции», «именной фольклор», «современные народные песни» и др.

Коттеждный поселок сады майендорф.

Булат Окуджава — признанный основоположник авторской песни. Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.

Полночный троллейбус плывет по Москве,

Москва, как река, затихает,

И боль, что скворчонком стучала в виске,

Стихает,

Стихает.

(«Полночный троллейбус»)

Через текст стихотворения проходит развернутая метафора: троллейбус уподобляется кораблю: синий троллейбус (казалось бы, чисто внешняя деталь). Затем упоминается «крушение»: смысловой акцент приходится на человеческие чувства, на страдания разных и незнакомых людей. И вот уже пассажиры становятся «матросами», троллейбус «плывет», а город сравнивается с рекой. Расширение смысла — главный прием Окуджавы (развернутое сравнение).

Особый балладный ритм стихотворения создается за счет усеченной строки и повторов.

Окуджава заново открыл Москву. В его песнях это не парадный, а таинственный город, несущий в себе память о простых людях, об их трагических судьбах.

Ах, Арбат, мой Арбат,

Ты — мое призвание.

Ты — и радость моя, и моя беда.

(«Песенка об Арбате»)

Опять расширение смысла. Небольшая улочка — источник размышлений о высших ценностях, истинных идеалах. Идеалах, верность которым не порабощает человека, а наполняет его жизнь духовным содержанием. «Ты — моя религия».

Военной теме посвящена песня «Ленька Королев».

Потому что на войне, хоть и правда стреляют,

Не для Леньки сырая земля,

Потому что (виноват), но я Москвы не представляю

Без такого, как он, короля.

Соединение разговорности и напевности. В песне нет военных сражений, подвигов. «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее». «До свидания, мальчики!», «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...».

Поэзия Булата Окуджавы, одного из самобытнейших русских поэтов XX века, основоположника нового поэтико-музыкального жанра - авторской песни, долгое время "не замечалась" литературоведением, несмотря на бурную полемику в прессе и упрочивавшееся с годами всенародное признание. Впрочем, и сам он скептически относился к стремлению филологов анализировать его творчество с целью понять, как из "трех бедностей Б. Окуджавы" (С. Лесневский) - слова, мелодии и голоса - рождается его "богатство" - неповторимое очарование его стихов-песен. Для самого поэта это означало - "разъять музыку на части", лишить творчество тайны

Другая информация:

Общественно—политическая мысль
Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865 года стимулировала процесс национального самопознания посредством общественно-политической мысли и литературы. Центральную роль в общественной жизни в пор ...

Заграничное путешествие
К.Малевич выделялся среди русских авангардистов еще и тем, что вплоть до 1927 года никогда не ездил за границу. Знакомство с зарубежной художественной жизнью, обучение в европейских городах и школах было неизбежным и неукоснительным этапо ...

Театр в Древнем Риме
В Древнем Риме зародышем драматических представлений стали сельские празднества с исполнявшимися на них фесценниками. Но их нельзя считать непосредственным источником художественной драмы, так как уже с начала III века до н.э. отмечается ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.jaton.ru