Храм надписей

История и культура древней цивилизации Майя » Храм надписей

Страница 1

Он стоит на гигантской пирамиде, тыльная сторона которой опирается на крутой склон высокой горы. В ясную погоду белокаменная пирамида, увенчанная храмом, видна с равнины за многие километры. Более семидесяти высоких ступеней нужно преодолеть, чтобы добраться до верхней платформы, на которой покоится храм. Его стены когда-то были украшены огромными плитами, сплошь покрытыми многочисленными барелье­фами необычайной выразительности и реализма и иеро­глифическими надписями; отсюда название храма. Надписи помогли установить несколько дат, одной из которых был 692 год.

Мексиканские археологи, работавшие в Паленке в 1949 году, обратили внимание на необычное покры­тие пола в храме. Оно состояло из хорошо отшлифо­ванных плит; некоторые из них выделялись огромны­ми размерами. В центральной комнате храма — обыч­но это главное помещение — в одной из плит был ясно виден двойной ряд небольших отверстий, закупо­ренных, правда не наглухо, каменными пробками. Бо­лее того, массивные стены храма не лежали на по­лу, а уходили вглубь. Это наводило на мысль, что под каменным настилом может находиться какое-то сооружение. Плиту подняли и под ней обнаружили потайную камеру со ступеньками, уходящими вниз. Вернее, археологи увидели только одну ступеньку, да и то засыпанную землей и камнями.

В глубь пи­рамиды уходит почти вертикальная лестница. Она ведет к площадке. Лестница заканчивается небольшим коридором, в конце которого археологи обнаружили сложенные в ящики предметы, подношения: глиняную посуду из-под пищи, раковины, заполненные красной краской, серьги и другие украшения из яшмы и одну крупную жем­чужину. А за невысокой стеной, вернее барьером, лежали истлевшие останки пяти или шести юношей. Внимательно изучив стены, археологи увидели на облицовке левой стены ясно вычерченный контур небольшой треугольной плиты. Треугольную плиту удалось извлечь из стены 15 июня 1952 года. То, что было обнаружено за ней, поразило весь ученый мир, занимающийся изучением древних американских культур. За треугольной плитой находилась огромная камера, вернее, склеп весьма вну­шительных размеров: 9 метров длиной, 4 — шириной и 7 — высотой. Стены склепа были украшены гипсовыми барельефами; девять богато разодетых фигур, по-види­мому, символизировали Владык ночи — божества майя из подземных миров.

Внизу лежала гигантская плита (длина — 3,80 мет­ра; ширина — 2,20; толщина — 0,25). В первый момент плиту приняли за украшенный резным орнаментом и рисунками пол, однако между плитой и стенками скле­па оставалось сравнительно большое пространство — чуть меньше метра. Заглянув туда, археологи убеди­лись, что перед ними не пол, а действительно плита, прикрывающая какое-то странное продолговатое со­оружение: формой оно напоминало лежащий на полу кувшин с широким горлышком, разрезанный вдоль и пополам. Под плитой находился саркофаг, а на дне его лежал скелет крупного мужчины лет сорока-пятидесяти. Изнутри саркофаг был выкрашен красной краской.

Краска лежала также на костях и украшениях — по-видимому, умерший был завернут в красное покры­вало, и, когда оно истлело, краска осела на сохранив­шиеся останки и украшения.

На умершем была диадема и множество других украшений из яшмы: серьги, несколько колье, нагрудный знак, браслеты, каждый из которых состоял из двухсот зерен, кольца на всех пальцах. В руках скелет «держал» четки. Лицо умершего было покрыто моза­ичной маской из нефрита, с глазами из раковин и зрач­ками из обсидиана.

В саркофаге и под ним находились многочисленные предметы обихода, несомненно оставленные для за­гробной жизни, несколько статуэток, в том числе из яшмы, и две великолепные человеческие головы из гипса. По-видимому, покойный особенно любил имен­но эти две скульптуры, что свидетельствует о его весь­ма изысканном вкусе. Зная об этом, люди оказались настолько щедры к умершему, что сломали скульп­туры и отдали ему гипсовые головы в вечное вла­дение.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Развитие риторики в России
До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков неконфронтационный характер, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассмат ...

Общая характеристика художественной культуры Древнего Китая
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цв ...

Техника юности
На данном этапе техника тела наиболее важна для парней, менее для девушек. Большинство этносов отделяют юношей в группы для военного и ремесленного обучения. Этот метод передачи техники наиболее обоснован в слаборазвитых странах. В совре ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.jaton.ru