Искусство Москвы 14–18 в

Великая культура » История искусства от первобытного общества до искусства XVIII века » Искусство Москвы 14–18 в

Страница 2

Будущая Красная Площадь была устроена перед стенами Кремля как полоса простреливаемого пространства шириной около 110 саженей. Первоначально называлась «Торг» или «Пожар», а со второй половины XVII века – «Красная». В 1508–16 вдоль кремлёвских стен был вырыт ров шириной более 36 м и глубина 10–12 м, заполненный водой из реки Неглинная, и получивший название «Алевизов ров»; от проездных башен через ров были перекинуты мосты. Расположенная на границе между Кремлём и посадом, вблизи пристаней на Москве-реке площадь служила торговым центром Москвы, но долговременных торговых сооружений здесь не было. С постройкой Китайгородской стены Красная площадь оказалась в границах Китай-города. После пожара 1547 году Иван Грозный приказал построить на восточной стороне площади деревянные торговые ряды; в 1595 году по повелению Бориса Годунова они были заменены каменными, выходившими фасадом на площадь и тянувшимися параллельно Кремлёвской стене: Верхние, Средние, Нижние. В это время на площади находились пушечные раскаты – площадки для установки орудий. На раскате у Лобного места стояла Царь-пушка. В XVII веке возросла роль площади в жизни города, обогатился её архитектурно-градостроительный облик. В начале Никольской улицы был возведён Казанский собор в память об избавлении Москвы от польских интервентов. В 1624–1625 годах надстроена высоким шатром и украшена скульптурой Фроловская башня, через ворота которой совершались торжественные выходы царей и патриархов. Одна из наиболее пышных процессий – «Шествие на осляти» в Вербное воскресенье – направлялась из Успенского собора Кремля через Спасские ворота к собору Покрова на Рву; в шествии участвовали патриарх, царь, многочисленная знать, духовенство, стрельцы, певчие, дети. Через Воскресенские ворота Китай-города в северной части площади прибывали иностранные послы, направлявшиеся в Кремль или на свои подворья в Китай-городе. Площадь была вымощена брёвнами, на ней шла оживлённая торговля с рук и с лотков. У Спасских ворот на мосту через ров торговали книгами и гравюрами, у Никольских – блинами и пирогами. Под Спасским пушечным раскатом напротив ворот находился кабак, под Никольскими раскатами – погреба и лавки, где продавали квас, яблоки, сапоги и свечи. Возле Лобного места собирались торговцы полотном, рубахами, калачами, квасом. Из административных построек в северной части площади размещался Сытный отдаточный двор, в южной части – Тиунская изба.

2. Василий Иванович Суриков (24 января 1848, Красноярск – 19 марта 1916, Москва) – великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни. На картине два главных героя – молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу со взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Гуманитарная парадигма
Гуманитарная, понимаемая как "человеческое измерение", вводит понятие духовной жизни человека. Единичное событие уникально и не требует установления закономерностей. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от ...

Традиционные праздники и обряды весенне-летнего цикла
Масленица проходила перед Великим постом. По церковным канонам эта неделя предназначалась для подготовки верующих к посту. Масленица восходит к весенним сельскохозяйственным обрядам славян-язычников, когда она приурочивалась ко дню весенн ...

Зарождение мирового кинематографа
Первые кинопоказы фильмов братьев Люмьер в России состоялись в мае 1896 года. Они прошли в Петербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через несколько месяцев после Парижа. Через несколько неде ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru