Выгодное географическое положение города всегда оказывало благоприятное влияние на его судьбу. Лежавшая между западными и восточными русскими землями, Москва оказалась в се редине территории, на которой формировалась русская нация. Благодаря этому в Москве интенсивно развивались торговля, ремесла, именно Москва собирала народ в важнейшие моменты русской истории. Развитию столицы способствовало и то, что стояла она на перекрестке водных и сухих торговых путей, а природные ресурсы окружающих районов создавали хорошую сырьевую базу для промыслов и ремесел. К этому нужно добавить и чисто военные достоинства расположения Москвы, позволявшего отражать многочисленные нападения врагов и быстро восстанавливать силы после военных поражений. В Московском княжестве искали спасения люди из других, не столь защищенных от врагов русских городов. Быстрый рост населения самого города и его округи, развитие ремесел и промыслов укрепили связи Москвы с окружающей территорией и ее производительными силами. Все эти выгоды географического положения города сумели хорошо использовать московские князья. Им уда лось то, чего не могли сделать другие, воинственные и смелые князья, – превратить Русь из множества мелких княжеств в одно могучее государство. Московские князья первыми на Руси поняли, что личная воинская доблесть – не самое главное для хорошего правителя. В то время как в Западной Европе, да и в других русских княжествах короли, императоры, князья сами возглавляли свои войска, московские государи обычно поручали командование полками испытанным воеводам, а сами оставались в глубоком тылу. И пусть не нашлось среди них ни одного хорошего полководца, зато были они все хитрыми дипломатами, бережливыми хозяевами и дальновидными политиками. В общем, в XVII в. Москва по праву стала столицей одной из крупнейших стран мира, и, казалось, эта роль обеспечена ей на многие века. Но… «…перед новою столицей склонилась старая Москва, как перед юною царицей порфироносная вдова» Железная воля великого преобразователя России Петра 1 переместила русскую столицу на глухие берега Балтийского моря – в Петербург. Основанный по воле Петра I, новый город в соответствии с личными симпатиями основателя получил немецкое и вдобавок крайне неудобное для русского уха и произношения название – Санкт-Петербург, скоро выродившееся в официальное сокращение СПб или разговорное «Питер». Нелепость немецкого названия великого русского го рода была ясно осознана лишь после начала войны с теми же немцами, в 1915 г., и город получил русское имя Петроград. В 1924 г. он был вновь переименован – в память о В.И. Ленине стал называться Ленинградом. В 1991 г. городу вернули его первоначальное немецкое имя. Но даже неукротимой энергии Петра было недостаточно, чтобы сразу перевести все столичное хозяйство из веками обустраивавшейся Москвы в новый маленький и чахлый городок на окраине России. Далеко не все правительственные учреждения перебрались в Петербург. Почти на столетие остались в Москве часть департаментов Сената, коллегии, управляющие промышленностью, снабжением армии, дворянские учреждения. И по численности населения, и по объему производства Москва очень долго превосходила новую столицу. Выделялась Москва и в культурной жизни страны – не зря именно здесь, а не в Петербурге, открылся первый русский университет. Но Петербург рос, развивались транспорт и почта и одно за другим отправлялись государственные учреждения в новую столицу. Москва постепенно превращалась в провинциальный город. Правда, она сохранила звание «первопрестольной столицы», так как здесь венчались на царство русские цари, но жизнь в ней стала по провинциальному тихой и монотонной. Из Петербурга в Москву приезжали на отдых, чтобы пожить спокойно вдали от царского двора. Москва оставалась важнейшим торговым и культурным центром страны, а главное, в сознании русских людей именно она по-прежнему была символом России. Знаменитыми стали слова Н.В. Гоголя: «Москва нужна для России, для Петербурга нужна Россия».
Детинец – внутреннее укрепление в средневековом русском городе, прикрывавшее княжескую резиденцию и двор церковного владыки стенами и башнями. Термин «Д.» употребляется в летописях до 14 в., позже заменяется названием «кремль» или существовавшими одновременно с ним словами «град», «город».
Другая информация:
Сакральный аллегоризм
Сакральный аллегоризм – художественное направление средневековой художественной культуры, отражающее религиозную художественную концепцию и повествующее о священной истории мироздания (господствующая тема – жизнь и мученическая смерть Хри ...
Правила вежливости и приветствия
Японцы приветствуют друг друга поклонами. Поклоны могут быть как простым кивком головы, так и глубоким поклоном - до 90°. Всё зависит от социального статуса человека, которого Вы приветствуете. Например, если приходится приветствовать как ...
Развитие науки о древнем Двуречье
В 1895 г. в Париже был опубликован обширный труд французского историка-ориенталиста Гастона Масперо «Древняя история народов классического Востока». Эта объемистая работа, снабженная обильным иллюстративным материалом, и в наши дни не утр ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII