Уже отмечалось, что до середины XVIII в. эстетические проблемы не вычленялись в чистом виде. Рассуждения о сущности прекрасного и искусства возникали в связи с философскими, моральными, богословскими, политическими и художественными размышлениями. Некоторые исследователей вычленяют ряд факторов, серьезно повлиявших на формирование эстетики (см. Волкова Е. В., Новикова Л, .И. К вопросу о предмете и методах эстетики//Вопросы истории и теории эстетики. М., 1975):
1. Философия как наука
2. Искусство как художественная практика.
3. Социальный заказ.
4. Внутренняя логика развития, науки.
Все эти факторы, естественно, действуют сообща в одну и ту же эпоху, но всегда можно проследить решающее влияние какого-то одного. На протяжении многих столетий эстетические проблемы ставились в рамках той или иной философской системы. Фактически нельзя назвать такой, период в развитии эстетики, когда эстетическая проблематика не была бы связана с философией. Другое дело, что философия могла быть и религиозной, и позитивистской. И ее влияние могло быть решающим, а могло быть второстепенным. Естественно, что характер философского учения отражался на особенностях эстетики и формировании ее предмета. В античности, например, логика философствования определяла постановку конкретных эстетических задач. Так, разработка понятия прекрасного Платоном явилась необходимой частью его гносеологии.
Социальный заказ в разные периоды развития эстетической мысли (средневековая эстетика, Просвещение и др.) заставлял ее концентрировать внимание на определенных вопросах, связанных с идеологическими и социальными проблемами, чем, естественно, также развивал ее сферу.
Другая информация:
Кино и Великая Отечественная война
После вероломного нападения фашистов на Советский Союз десятки кинематографистов уехали с камерами на фронт, чтобы запечатлеть ратный подвиг народа. Многие из них погибли. Но сегодня мы имеем бесценную пленку – кинолетопись войны, которая ...
Русская литература в XVI веке
XVI век — время окончательного складывания и укрепления Русского централизованного государства. В этот период продолжает развиваться русская архитектура, живопись, возникает книгопечатание. Вместе с тем XVI век был временем жесткой центра ...
Модернизм как культурная доктрина Просвещения
В качестве общекультурной доктрины просвещения модернизм привычно ассоциируется в нашем сознании с Х XVIII в., и это понятно. Европейский XVIII в. — эпоха Просвещения. Расцвет Просвещения был одновременно и расцветом модернизма, его принц ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII