Когда накануне тысячелетнего юбилея русской государственности возникла идея установки памятника, его решено было поставить в Новгороде, где сохранился не разоренный татарами исторический центр с Кремлем и знаменитой Софией, построенной по киевскому образцу. Был объявлен открытый конкурс на проект памятника, в нем могли участвовать не только маститые академики, но и все желающие. Победить удалось Михаилу Микешину, для которого это был дебют в монументалистке, хотя в дальнейшем он прославился как автор памятников
Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Надо сразу сказать, что это была коллективная работа шести скульпторов. Иначе и быть не могло, ибо одному человеку невозможно в короткий срок создать грандиозные композиции, насчитывающие 129 фигур.
Фактически мемориал представляет собой скульптурную летопись государства за тысячу лет. Всего по первоначальному замыслу должны были прославляться только правители и связанные с ними события. Но воспитанный поэтом Жуковским император Александр II предложил вторым рядом пустить не битвы, а выдающихся деятелей России. Таким образом, шесть эпох русской истории - основание государства, принятие христианства, победа на Куликовом поле, централизация государства, начало царской династии Романовых и петровские преобразования, а также последующие два века русской культуры - были персонифицированы в образах государственных деятелей, начиная от Рюрика. Такая условная периодизация русской истории отражала исторические представления XIX века. Список изображенных лиц утверждал царь, а он отнюдь не потворствовал либеральным наклонностям создателей памятника. Поэтому ждать абсолютной идентичности его выбора нашим современным представлениям не приходится. И все же мемориал давно уже стал экспонатом музея под открытым небом, каким, бесспорно, является Новгородский кремль. И поэтому к нему скорее стоит относиться как к объекту исследования, а не как к предмету политических дискуссий.
Другая информация:
Особенности постройки и архитектура новой столицы
Обстановка, в которой происходило строительство Петербурга в первые годы после его основания, ведь десятки тысяч людей разной социальной принадлежности навсегда и весьма поспешно переселились в Петербург. Но в Петербурге они не имели гото ...
Память индусов
Индиец, ты гордость свою не продашь,
Пусть нагло глядит на тебя торгаш!
Он прибыл с Запада в этот край, -
Но шарфа ты светлого не снимай.
Р. Тагор
Также самобытен был и эстетический идеал красоты древней Индии. Яркая декоративная кос ...
Культ природы
Благодаря культу человек старался удержать жизнь. Это отражалось в обряде захоронения предков, сородичей. С этого обряда начиналась религия, которая являлась не просто частью культуры, а основной частью, пронизывающей все виды культурной ...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
