Общественно—политическая мысль

Великая культура » Культура дореформенной России » Общественно—политическая мысль

Страница 1

Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865 года стимулировала процесс национального самопознания посредством общественно-политической мысли и литературы.

Центральную роль в общественной жизни в пореформенной России играла интеллигенция, формировавшаяся еще со времени выступления Радищева и декабристов, в 60-е г.г. 19 века она обрела имя (термин «интеллигенция» ввел писатель П.Д. Боборыкин) и оформилась как слой просвещенных, образованных людей, занимавших активную общественную позицию. Специфика этого слоя заключалась в его оппозиционности к деспотическому режиму, правда, формы и методы оппозиции были различны (от либеральной умеренности и консерватизма до радикальной революционности).

В России по существу никогда не было влиятельной либеральной идеологии. Единственным философом либерализма можно считать В.Н. Чичерина (1828 – 1904), бывшего скорее либеральным консерватором. Умеренный либерал К.Д. Кавелин (1818-1885) исповедовал идею мирного обновления общества посредством широкого гражданского согласия. При всей умеренности в либеральной печати, именно, благодаря ей, происходило формирование нового политического сознания, особенно земского движения. Земская интеллигенция явилась питательной средой для различных направлений общественной мысли – либеральной, культурнической, революционной.

Наиболее мощное революционное направление в форме народнической идеологии в 60-70-е годы распадалось на несколько течений. «Апостолами» русского анархизма были, по иронии судьбы, три аристократа: родовитый дворянин М.А. Бакунин (1814-1876) , князь П.А. Кропоткин (1842-1921) и граф Л.Н. Толстой (1828—1910). Бакунин и его сподвижник С.Г. Нечаев (1847-1882) считали главной задачей революционного движения беспощадное разрушение государственного и общественного строя.

Толстой ставил в центр своей философии отказ от любого насилия, включая «сопротивление злу насилием». Вступив на путь религиозной мистики (хотя сам он и не признавал мистического характера своих идей), Толстой абсолютно не принимал государство и, по существу, пришел к мистическому анархизму. Экономический строй, социальные отношения, судебные установления - все это в его представлении было лишено всякого смысла и оправдания. Толстой был страстным поклонником Руссо в критике культуры и в воспевании «естественных движений души», с беспощадностью относился он и к науке, если она не подчиняла себя этическому началу. Основную беду современности, всей культуры он видел в распаде ее на ряд независимых сфер. Отсюда своеобразный поворот к теократии и антиисторизм Толстого, его возврат к идее религиозной культуры, единственно способной дать синтез исторической стихии и вечной правды, раскрыть в земной жизни Царство Божие. Кропоткин, не отвергая революционной борьбы против угнетения, опровергал Марксову теорию классовой борьбы и доказывал, что решающей силой в развитии человеческого общества всегда были сотрудничество и взаимопомощь, а не классовая борьба. Своеобразный анархический элемент можно обнаружить во всех русских социальных течениях XIX в. и у великих русских писателей, и в самом складе русского характера.

Особой популярностью в кругах разночинной интеллигенции в 60-е годы пользовался журнал «Русское слово» благодаря сотрудничеству в нем Д.И. Писарева (1840-1868). Не призывая к революции, он выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны («теория реализма»). Высмеивая все стороны современной русской жизни, глава русского нигилизма проповедовал освобождение личности от религиозных, бытовых и семейных пут. Герцен, встретившись с последователями Писарева в эмиграции был удручен внешней грубостью, невежеством и душевной пустотой этих, как он выразился, «Ноздревых и Собакевичей нигилизма». Цинизм в личных отношениях эгоизм и антисоциальность нигилистов заставили содрогнуться русских писателей разных направлений, от Тургенева до Лескова, от Гончарова до Достоевского. Отрицая, подобно Писареву, самостоятельное значение художественных ценностей, Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и Н.А. Добролюбов (1836-1861) на страницах «Современника» занимались не только «разрушением эстетики», но и развивали идеи революционного народничества.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Скульптура Древнего Китая
Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде все ...

Гонки на "драконовых лодках"
В 15 день нового года по лунному календарю тайваньская зима как будто теплеет от света многочисленных цветных фонариков. Если первые пять дней нового года необходимо провести в семейном кругу, то на пятнадцатый день все выходят праздноват ...

Русская культура эпохи Средневековья
Начальный период русской и украинской культуры своими истоками уходит в глубь веков, когда наши предки восточные славяне, жили родоплеменным строем, исповедовали многобожие. Его хронологические рамки размыты: нижняя грань может датировать ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru