Живопись

Великая культура » Культура дореформенной России » Живопись

Страница 2

Крамской, покинувший "Петербургскую артель художников", в которой к тому времени возобладали чисто коммерческие интересы, вместе с художником Н. Ге и критиком В. Стасовым начал агитацию среди столичных художников в поддержку предложения москвичей. К обращению присоединились семнадцать петербургских художников, среди них были как уже известные мастера (Н. Ге, И. Шишкин), так и ученики Академии И. Репин, Ф. Васильев.

Воспитанные на идеях передовой русской литературы и демократической критики, передвижники имели четкие цели - отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, приобщать к искусству провинцию и, наконец, помогать художникам в сбыте их произведений. Передвижники необычайно расширили аудиторию русского искусства, доставляя свои картины в города, связанные железной дорогой (кроме Петербурга и Москвы, это были Вильно, Рига, Киев, Харьков, Одесса). "Отныне, - писал М.Е. Салтыков-Щедрин, - произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех признает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах."

Диапазон творчества членов "Товарищества" был чрезвычайно широк (социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет). Критический реализм в их творчестве приобрел большую глубину социальных и психологических обобщений, широту охвата жизненных явлений и, наконец, живописное мастерство. Темы произведений теоретика передвижничества И.Н. Крамского (1837-1887) не были типичны для «товарищества». Он почти не работал в жанре, зато обращался к евангельским сюжетам ("Христос в пустыне", 1872, ГТГ). Искусствоведы уже обращали внимание на глубокую внутреннюю духовную связь этого полотна и "Автопортрета" художника (1867, ГТГ). "Итак, это не Христос . Это есть выражение моих личных мыслей", - писал Крамской. Но если "Автопортрет" - символ активной жизненной позиции, то "Христос в пустыне" отражает иную ступень нравственного самосознания личности, способность к самопожертвованию во имя высшей справедливости. Не случайно картину Крамского воспринимали как благословение на подвиг народники 70-х годов. Новый идеал личности Крамском создал в портретах крупнейших деятелей русской культуры (Ф.М. Достоевского, 1872; Л.Н. Толстого, 1873; Н.А. Некрасова, 1877, ГТГ). Его картины 80-х годов приобрели налет салонности ("Неизвестная", 1883; "Неутешное горе", 1884, ГТГ).

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Мифология Месопотамии
Древнейшие мифы Двуречья – это то культурное основание, на котором возникли и расцвели многие легенды, мифы, верования и обычные античности, с ними во многом связаны или перекликаются библейские истории. Отголоски и миропонимания, характе ...

Организация исламской конференции
Как пишет С. Хантингтон о преимуществе арабо-мусульманского мира «христианские, православные, буддистские и индуистские правительства не имеют межгосударственных организаций, основанных на религии, а у мусульманских правительств такой орг ...

Что изучает эстетика. Функции эстетической культуры
Неизвестный автор появившегося много веков назад трактата «О возвышенном» писал; что ко всякой научной дисциплине предъявляются два требования: «Во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помог ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.jaton.ru